У красноярских писателей творчество «прёт изнутри»

«МК» стало любопытно, чем живут региональные писатели и что вынуждает их браться за перо.

Как обстоят дела на литературном фронте Красноярска, кто из авторов смог заявить о себе, а кто так и не решился обнародовать свои тексты, — поинтересовался наш корреспондент.

Некоторым дарованиям удалось прорваться за пределы красноярских сопок и уральских гор и засветиться в столице. Один из таких авторов — драматург Юлия Тупикина — рассказывает: «Всё началось со слов учительницы литературы — «Я прочитала сочинение Тупикиной. Меня всю трясёт. Я не могла заснуть». С тех пор я люблю, когда от моих текстов кого-нибудь потряхивает. Всегда к этому стремлюсь».
Окончив в 2001 году красноярский журфак, девушка отправилась жить в Москву, где успела пройти высшие курсы сценаристов и режиссеров по специальности кинодраматургия. «Пьесы я стала писать потому, что однажды забрела на драматургический фестиваль «Любимовка». Мне ужасно захотелось попасть в их тусовку. Начала писать пьесы, о чем сейчас не жалею».
Пьесы Тупикиной ставят в столичных и региональных театрах — Москва, Кемерово, Саратов, Киров. В 2014 году Красноярский театр им. А. С. Пушкина поставил спектакль по пьесе Юлии «Ба». Однако, «раскрутившись» в столице, девушка утверждает: вовсе не обязательно менять родной город на «более престижный», чтобы стать известным писателем. «Какая разница, в каком городе собирать буквы! В эпоху интернета можно жить где угодно».
Красноярский писатель и журналист Александр Силаев, напротив, считает, что столичная среда может благотворно повлиять на качество начинающего литератора. «Конечно, в наш век интернета писать можно где угодно. Однако в больших городах, в частности, в Москве и Питере, можно пообщаться с такими же «ненормальными», а также глубже погрузиться в литературную жизнь, которая там активно развивается. Большая тусовка единомышленников тебя куда-нибудь да приткнёт. Если приложить усилие, там можно заниматься тем, чем нравится и не тратить силы на «левую» подработку. Для писателя важно, чтоб было на кого равняться. Чем меньше сообщество, тем объективно тяжелее развиваться. Хотя нет никаких причин не быть гением в деревне — тот же Астафьев, например. Все зависит от желания и внутреннего драйва».
Писательство для Силаева — желание естественное, сродни человеческими потребностям поесть, поспать и так далее. «Оно просто прёт изнутри, и ты не можешь этого не делать. Плюс к этому — получаешь огромное удовольствие от процесса. Это такой тренинг, способ саморазвития — кто-то йогой занимается, кто-то медитирует, кто-то пишет».
Однако, как заметил писатель, в настоящее время он «отошел от дел» и уже несколько лет ничего глобального не писал. После «минуты славы» — в 2000 году он получил литературную премию имени В. П. Астафьева, а в 2003 стал лауреатом национальной премии молодых литераторов «Дебют» — пока особого желания издаваться у Силаева нет.
Оказалось, что писательский талант проявляют и некоторые красноярские политики. Депутат Законодательного собрания края Олег Пащенко в третьем классе прочел «Анну Каренину» и взялся за перо. В 1985 году Пащенко был принят в Союз писателей. По его словам, ещё в юности он почувствовал себя странным, непохожим на своих родственников. «В школе учителя обратили внимание на мои сочинения и посоветовали писать — рассказы, стихи, записки. Помню, в четвёртом классе я описал случай, когда мы с семьей ехали на картошку. Показал учительнице — она обалдела, и заподозрила, что я откуда-то списал. Так же я с начальной школы начал писать стихи, позже публиковался в районных газетах. Сам Астафьев с Распутиным предрекали мне огромное будущее».
Однако оправдать надежды великих политику не удалось. По крайней мере, на литературном поприще. В начале 90-х годов вдруг понял, что «писать-то особо не для кого — людей интересовали проблемы насущные», так что весь потенциал депутат направил в политическую деятельность.
Если творчество Пащенко было опубликовано, то депутат городского Совета Сергей Толмачев пока ещё пишет «в стол». Не исключено, что в будущем публика сможет оценить его тексты. «Писать начал с детства. Очень мало времени удается посвятить творчеству — профессия депутата отнимает много времени, но и дает возможность получать ценный опыт. Тем не менее, когда удается поймать творческое настроение — пишу. В основном пишу прозу — небольшие рассказы на мужские темы: про жизнь, про любовь, про войну. Но публиковаться пока не готов. Рано. Возможно, когда-нибудь придет время, и я опубликую свои тексты в виде мемуаров, я этого не исключаю».

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Не можешь не писать не пиши

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру