А вы делаете успехи в импортозамещении?

Такой вопрос задал «МК» сельхозпроизводителям Красноярского края

В среду, 18 ноября, в Красноярске начался Агропромышленный форум Сибири. "МК" задал его участникам и другим представителям сельскохозяйственной отрасли региона вопрос, сохраняющий актуальность на протяжении всего 2015 года. Мы поинтересовались, удалось ли хотя бы отчасти работникам АПК края пресловутое замещение импорта?

Такой вопрос задал «МК» сельхозпроизводителям Красноярского края
Фото: pixabay.com

Игорь Домнин, директор АПХ «Агроярск»:

- Импортозамещение – тема, которая приятно ложится на слух любому гражданину Россия, а уж тем более сельхозтоваропроизводителю. Однако сколько не произноси «халва» – во рту слаще не становится. И у этого разочарования есть вполне объективные причины.

Во-первых, финансовые. Импортозамещение в любой сфере деятельности (или конкретней - любого продукта, например, продукта питания) – это прежде всего производство. Производство в больших объёмах или принципиально нового продукта. Это значит, что нужны инвестиции в расширение производственных мощностей или приобретение новых технологий и оборудования. На сегодняшний день основные участники АПК имеют колоссальную закредитованность. Их текущая рентабельность не позволяет увеличивать ссудную задолженность. Так называемое проектное финансирование также не является актуальным и интересным для большинства сельхозтоваропроизводителей, так как требует, во-первых, 20-30 % собственных средств, которых у них нет. Дополнительных оформленных залогов тоже нет. Поэтому банковский заем как инструмент инвестиционного развития АПК фактически не работает.

Во-вторых - кадровые причины. Даже если удалось решить задачи и проблемы привлечения инвестиционных денег в бизнес, у предприятия возникает другая существенная проблема – кадры. В сельской местности нет не только высококвалифицированных новых специальностей и профессий, которых требуют современные технологии и неотвратимая модернизация, на селе нет даже основного персонала: скотников, доярок, механизаторов, электриков, слесарей. Средний возраст людей, занятых в сельхозпроизводстве, с каждым годом неуклонно растёт.

И, конечно, причины рыночные. Снижающаяся покупательская способность населения ведёт к ослабеванию спроса на предложения отечественных, местных производителей, продукция которых оказывается весьма недешевой. Так происходит, например, с молочной продукцией, которая производится сельхозпредприятиями и переработчиками из натурального сырья и оказывается дороже того фальсификата, которым завалены полки магазинов.

Все эти факторы труднопреодолимы для отечественных сельхозпроизводителей, которые и рады бы завоевать свои же локальные рынки, да не могут. И вряд ли смогут, если останутся с этими проблемами один на один.

Александр Девяшин, председатель совета директоров ОАО «Молоко»:

- В принципе, ничего не мешает. Нужно самим перестраивать тактику и позиционирование на рынке местных производителей, внедрять местные конкурентоспособные бренды, кооперироваться.

На форуме мы будем презентовать новый бренд сливочного масла, для которого разработан уникальный рецепт угличским НИИ маслоделия и сыроделия (базовым с советских времен). Второй год выпускаем сыр, который хорош для приготовления пиццы. Презентовали его рестораторам, зашли в ресторанные сети.

Для расширения ассортимента необходим спрос. Сейчас не войдешь свободно в сеть. Конкуренция – это не только зарубежные производители, но и российские. Для красноярских аграриев освоение рынка – основа развития сельского хозяйства в крае.

Андрей Болсуновский, руководитель фермы «Коза-дереза»:

- Я считаю, вопрос импортозамещения в сельском хозяйстве - это дело не одного года. Чтобы появилась продукция животноводства, например, животных необходимо сперва вырастить. Учитывая, что в малых формах хозяйствования никакой инфраструктуры не было, за один год вряд ли что-то может измениться. Поэтому верить в полное импортозамещение – профанация. Можно, конечно, к этому стремиться, но малые формы хозяйствования осторожничают: если завтра отменят санкции, что делать фермеру со своей недешевой по себестоимости продукцией?

Александр Губанов, руководитель ЗАО "Племзавод "Таежный":

- Импортозамещение нас не коснулось. Мы занимаемся молоком, наши покупатели никогда импортного молока не видели и не покупали, поэтому мне сложно судить об импортозамещении. Молоко как до санкций продавали, так и сейчас продаем. За последние пять лет увеличили производство процентов на тридцать. Порядка пятнадцати наименований молочной продукции выпускаем.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру