В школы вернулось сочинение. Выпускники написали его зимой. Предлагалось несколько тем, но большинство экзаменуемых выбрали проблематику, связанную с Великой Отечественной войной. Второй по популярности стала философская тема взаимоотношений отцов и детей. Выпускное сочинение стало своеобразным допуском к сдаче ЕГЭ. У тех, кто не справился с первого раза, была возможность написать его повторно.
Другое изменение связано с тем, что математику в этом году выпускники сдают на двух уровнях. Первый - базовый. Его достаточно, чтобы получить аттестат о среднем общем образовании. Второй уровень - профильный, он необходим тем, кто выбирает технический вуз, где математика считается основным предметом. «Последние годы мы усиленно пропагандируем предметы технической направленности естественнонаучного цикла. В крае работают специальные физико-математические классы, проводятся профильные конференции. Мы хотим переориентировать выпускников с гуманитарного направления, в котором был очень сильный перекос, на блок точных наук, – рассказывает министр образования и науки Красноярского края Светлана Маковская. – И есть хороший результат – 73 % выпускников школ выбрали математику на профильном уровне. Мы ожидаем, что в технические вузы будет приток абитуриентов. Красноярский край отличался от страны в целом тем, что по качеству образования гуманитарных дисциплин и написанию ЕГЭ по русскому языку, литературе, истории мы показывали всегда очень хорошие результаты, выше общероссийских. По математике и физике, к сожалению, были результаты проблемные. Мы говорили, что уровень преподавания этих предметов нас не устраивает. И целенаправленная работа педагогических коллективов и самих учащихся дает сегодня такой положительный результат. Кстати, есть ребята, которые выбрали математику и на профильном и на базовом уровне. Это позволяет ЕГЭ».
Изменения произошли и в подходе к сдаче экзамена по иностранному языку. Появилось направление под условным названием «говорение». Помимо сдачи теста выпускник должен еще и показать уровень разговорного языка. Ответ записывается, затем прослушивается, и выставляются баллы.
«Основное внимание выпускников должно быть сосредоточено на следующем: ребята учились одиннадцать лет, у них сформирован огромный багаж знаний, который всем выпускникам позволит справиться с ЕГЭ, поэтому первое, что нужно сделать - перестать волноваться. Если выпускник будет спокоен во время сдачи экзамена, это существенно повысит его шансы на успех. Любой экзамен - это стресс. Педагоги должны создать комфортную обстановку, чтобы ребята смогли преодолеть психологическую нагрузку при сдаче ЕГЭ. Необходима работа психолога в школе, чтобы снять напряжение. Родителям хочется пожелать, чтобы они поддержали детей и еще раз напомнили правила поведения на экзамене. Чтобы выпускникам не допустить нарушений, на период проведения ЕГЭ категорически запрещено проносить в аудитории все электронные приборы, включая сотовый телефон, калькулятор, всевозможные гаджеты, в том числе «умные часы», потому что с помощью них можно выйти в интернет. Это не дает преимуществ, лишь создает серьезные проблемы», - уверена министр.
ЕГЭ вызывает у россиян разные эмоции. Разнятся и мнения о его целесообразности. Светлана Маковская считает, что у него много преимуществ. Первое - это единый измерительный инструмент. Выпускник один раз сдает ЕГЭ в школе и фактически уже имеет возможность поступления в вуз без повторения процедуры испытаний. Второе – это серьезная объективная оценка знаний, которые ученик получил в школе. И эта оценка позволяет выпускнику предъявить сертификат по ЕГЭ не в один вуз и не на одну специальность - значительно расширяется спектр выбора профессии.
Есть мнение, что единый госэкзамен проводится очень жестко: дети проходят через рамки металлоискателя, на время лишаются электронных приборов, в аудиториях установлены камеры видеонаблюдения, работающие в режиме онлайн. «Такой серьезный подход объясняется тем, что главная задача, которая сегодня стоит перед управленцами в системе образования – сделать ЕГЭ объективным и честным, чтобы у всех выпускников были равные стартовые возможности для поступления в вузы. Мы должны обеспечить такие условия для всех выпускников Красноярского края», - подытожила Светлана Маковская.