Последний кавалер

Президент России научил красноярского ветерана носить ордена

На прошлой неделе в Красноярск вернулся Николай Евгеньевич Литвиненко, полный кавалер ордена Славы. В России на сегодняшний день он единственный из живущих фронтовиков, кто был четырежды удостоен этой высшей солдатской награды, имеющей три степени.

Николай Евгеньевич представлял Красноярский край на московском военном параде, посвященном 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. В Москве он общался с президентом страны Владимиром Путиным. На родной земле по возвращении его ждала встреча с губернатором Виктором Толоконским. 

Президент России научил красноярского ветерана носить ордена
Фото: photoiskusstvo.info

«Губернатор поздравлял меня, интересовался: как я живу, есть ли какие-то проблемы, просьбы, нужна ли помощь? Я ответил, что у меня все замечательно, всем обеспечен, ничего не требуется и поблагодарил за заботу о ветеранах, которую проявляет краевая власть», - поделился с «МК» Литвиненко.

Желание оказать хоть в чем-то помощь участнику тех страшных боев за свободу страны - это естественная реакция, наверное, любого человека, который общается с фронтовиком. Вот только люди, прошедшие войну, как правило, не любят жаловаться и о чем-то просить. Как рассказали в пресс-службе правительства края, когда стало понятно, что Николай Евгеньевич не намерен использовать встречу с главой региона, как средство достижения каких-либо личных целей, разговор сам собой переключился на тему главного события – парада в Москве. И тут Литвиненко дал волю эмоциям, вспоминая о встрече с президентом, и о том, каким грандиозным мероприятием стал парад на Красной Площади столицы. В завершении беседы, прощаясь с ветераном, глава региона сказал: «Вся ваша жизнь - это пример стойкости, самоотверженности и огромной силы духа. Огромное спасибо за ваш вклад в Победу над врагом и за доблестный труд на благо Красноярского края».

Бегом от пули

Когда началась война, Николаю Литвиненко было семнадцать. Как и многие мальчишки того времени, он рвался на фронт бить фашистов. Ходил регулярно на призывной пункт, но его не брали - годами не вышел. Жил тогда простой паренек из крестьянской семьи в Красноярске, куда приехал после окончания школы-семилетки в Емельяновском районе, устроился на работу в литейный цех Комбайностроительного завода.

Настойчивые визиты на призывной пункт сделали свое дело. Литвиненко зачислили в Киевское военное училище связи, которое эвакуировали в Красноярск. В 1943-м он его окончил и в августе, когда Николаю исполнилось восемнадцать лет, его в составе 379-й дивизии отправили на Калининский фронт. «Отец, провожая, напутствовал: «Сынок, не посрами фамилию», – вспоминает ветеран. – Он говорил, что нужно стремиться попасть во взвод к «старикам», они, мол, тебя всему обучат. Жизнь удалось сохранить только благодаря отеческим наставлениям. Я попал к опытным связистам, и они первым делом сказали: «Не дай бог, если ты во время боя будешь пешком передвигаться. Сразу пулю в лоб получишь. Ты должен только бегать, причем бегать быстро».

На Калининском фронте Николай Литвиненко получил и свою первую награду – орден Славы III степени за мужество и отвагу, проявленные в боях. В знаменитом из истории Невельском мешке (узком коридоре, который простреливался немцами шквальным огнем насквозь) он во время сражения устранил свыше двадцати порывов на линии связи, обеспечив бесперебойное сообщение.

«А потом нас перебросили в состав II Прибалтийского фронта, – рассказывает Николай Евгеньевич. – Под Ригой началось наступление, шли очень жаркие бои – настоящая бойня. В первый день потеряли половину личного состава полка. Солдаты полегли почти все. Из 47 связистов остались только двое. Я и парень, который находился на коммутаторе в тылу. Как выжил? Если бы тогда не бегал быстрее своей тени, лежал бы в земле. Командующий армией издал приказ о присвоении мне ордена Славы II степени за освобождение Риги. Только я тогда об этом не знал, нас уже погрузили в вагоны и повезли в Польшу. Дивизию расформировали, попал в другую – 245-ю».

В феврале 1945 года в Германии в районе города Пенцих, где шли жестокие бои, Николай Литвиненко не только обеспечил в бесперебойную связь командованию, устранив под вражеским огнем больше полутора десятков порывов на линии, ему пришлось вступить в схватку с противником. Сибиряк в ней выиграл, истребив десяток фашистов, за что был повторно награждён орденом Славы III степени.

Через месяц он получил свой четвертый орден Славы. На этот раз I степени. В марте у деревни Розенгрунд (Германия) младший сержант Литвиненко около двух десятков раз восстанавливал под огнем поврежденную линию связи, при этом успевал отражать контратаки врага и уничтожил четырех солдат и офицера.

Три парада Литвиненко

В 1947 году, демобилизовавшись, фронтовик вернулся на родину. Обосновался в селе Миндерла Сухобузимского района, где 28 лет проработал егерем, и где живет по сей день. В Красноярске краевая власть предлагала жилье Николаю Евгеньевичу, но тот отказался, не привык жить в городе, любит, чтобы земля была под ногами, а не асфальт. Уже долгие годы фронтовик живет один – родственников и близких не осталось. Еще каких-то пару-тройку лет назад он вел хозяйство: корова была и шесть кошек в доме. Теперь 91-летнему ветерану тяжело. Помогают соседи. Вся деревня не просто гордится живой легендой, но и искренне любит – человек хороший. А после скандальной истории с орденами и вовсе взяли негласное шефство.

Случилось это в 2004 году. Пришла в дом Литвиненко девушка, которая представилась журналисткой. Побеседовала с Николаем Евгеньевичем, а потом попросила показать китель, увешанный боевыми наградами, чтобы сфотографировать. Ветеран принес, а визитерша попросила воды попить. Пока ходил за водой, она с кителем сбежала. Нашли, правда, быстро. Полиция вышла на преступницу, когда та пыталась продать ордена антиквару.

Суд приговорил девушку к шести годам лишения свободы условно. Литвиненко не стал настаивать на более тяжелом приговоре – ордена, мол, вернули и ладно. Бог преступнице судья. А соседи с тех пор каждый раз следят, если незнакомец в дом фронтовика заходит. Тут же придумывают повод наведаться, то за солью, то еще за чем, чтобы разведать: кто таков, с какой целью? Бдят.

С орденами была и другая история. На военный парад в столицу Николая Егоровича приглашают уже в третий раз. «В девяностые годы я отчеканил в форме в строю ветеранов по Красной Площади. На параде в 2000-м нас усадили в машины времен войны и так везли, многим ветеранам ходить уже трудно, - поясняет фронтовик. - В этом году мы сидели на гостевых трибунах. Все так хорошо видно было. А какую технику современную показывали! Затем был торжественный обед в честь Победы. Приходил поздравить Владимир Путин. А потом от имени ветеранов, их около тысячи было, меня делегировали, поблагодарить его за хороший прием. Президент расспрашивал: «Как живу, какие проблемы есть?» Я сказал, что все замечательно. Гостиница хорошая, где нас разместили. Два номера нам дали, и сопровождающий вместе со мной находился. Раньше давали только ветеранам, а сопровождающие сами устраивались, кто, где мог. Питались тоже вместе, в столовой кормили очень хорошо. Нет, икры не было, но разнообразное было угощение и дополнительно мы не искали где поесть, хватало. С Путиным я не первый раз общаюсь. В прошлый раз, когда он так же выходил поздравлять, посоветовал мне не надевать вместе с орденами Славы другие медали и ордена. Сказал, что они так лучше смотрятся. Теперь на левой стороне кителя я только четыре ордена Славы ношу, остальные награды на другой стороне, как посоветовал глава государства». 

Сюжет:

70 лет Победы

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру