Госзакупки раскрасили в 50 оттенков серого

Коррупционеры отвечают на ужесточение законов фантазиями

 Депутаты Госдумы Ирина Яровая и Михаил Старшинов предложили ужесточить уголовную ответственность за нарушения при госзакупках. Неисполнение государственного или муниципального контракта планируют наказывать штрафами от 500 тысяч до миллиона рублей или лишением свободы на срок до шести лет с крупным штрафом. Если чиновники создадут «организованную группу» да еще нанесут ущерб в особо крупном размере (более 6 млн рублей) или не выполнят госконтракт по гособоронзаказу, тогда преступление станет «особо тяжким», и лишение свободы может увеличиться до 20 лет.

Коррупционеры отвечают на ужесточение законов фантазиями
Рисунок: Алексей Меринов

 В обоснование инициатив приводится статистика: число уголовных дел в сфере использования госимущества в 2013-м выросло на 41 процент по сравнению предыдущим годом, а в закупках - на 82 процента. К этому можно добавить сообщение ИТАР-ТАСС: каждый пятнадцатый рубль в системе госзакупок в 2014 году тратился с нарушениями или «уходил налево», сумма сомнительных закупок составила 1,4 триллиона рублей.

Между тем опрошенные «МК» эксперты считают, что нормы уголовного законодательства и сейчас позволяют правоохранителям эффективно бороться с коррупционерами. Преступления в сфере госзакупок могут быть обнаружены контролирующими инстанциями на всех этапах - планирования, техзадания, выбора способа размещения заказа, исполнения. Для самых распространённых злоупотреблениях есть статьи УК: мошенничество, присвоение или растрата, коммерческий подкуп, дача взятки, хищение денежных средств и десяток других.

Председатель Счетной палаты Красноярского края Татьяна Давыденко говорит, что после обновления федерального закона № 44, описывающего закупочную деятельность, присмотр со стороны контролирующих ведомств стал более четким: «Мы теперь следим за всей цепочкой закупок, начиная от планирования и заканчивая исполнением госконтракта. Раньше это была не обязанность, а наша инициатива. Нарушений при закупках в крае множество, связаны они с хищением и денежных средств, и имущества. Могу рассказать о последних, которые будут озвучены на ближайшей сессии ЗС. В Емельяновском районе практически без каких-либо конкурентных процедур раздавалась земля - таковы наши первые выводы о деятельности администрации района. Это пример незаконной деятельности. Много нарушений в муниципалитетах. Поразил Ирбейский район – там заказали ремонт детского садика, конкурс заявили в октябре, а в декабре здание должно быть отремонтировано. Это невозможно! Есть нарушения в части обоснования необходимости закупок. В драмтеатре им. Пушкина, например, нацелились на покупку большого количества софитов. Мы спросили – а зачем вам столько? В онкологическом центре оборудование закуплено дорогое, а расходников к нему нет. Зачем, спрашивается, покупали? То есть, с одной стороны, есть «роскошные закупки» типа внедорожников для крайизбиркома и КНЦ СО РАН или полетов в бизнес-классе. С другой – вроде бы простые нужды, но в таком объеме, что невольно задумываешься: зачем столько, к примеру, принтеров, картриджей, компьютеров? Надо тщательнее следить за этапом планирования закупок. Все итоги проверок мы передаем в правоохранительные органы».

Председатель Общественной палаты экономического развития, конкурентоспособности и предпринимательства Красноярского края, эксперт проекта «За честные закупки» Юрий Муравьев считает, что несмотря на антикоррупционные инициативы и «кровавые законы», чиновники становятся с каждым годом все избирательнее. К примеру, по словам Муравьева, законодательство о закупках содержит 15 основных форм и способов их проведения. Однако на практике применяется более тысячи: «У меня в руках сейчас «серая книга» госзакупок. В ней собраны 24 основных нарушения, написанных в формате историй о похождениях за деньгами чиновников в стиле Остапа Бендера. Иными словами – относительно честные способы отъема денег у государства. Основное нарушение в Красноярском крае, на наш взгляд, – коммерческий сговор. Когда два-три фирмы договариваются между собой, а победитель «делится» деньгами или субподрядами с товарищами по сговору. Но пробелы в законодательстве есть. До конца не определены критерии – за что наказывать, когда есть аффилированность структур. Есть такой факт: одна крупная компания с госучастием объявляет в регионе тендер на миллиард, который, по условиям, может получить только один не менее крупный подрядчик тоже с госучастием. По одной причине – контракт не предусматривает выплаты авансовых платежей! То есть под силу его исполнить только компаниям-монстрам… А ведь заказ могли получить, в случае его раздробления, не менее десятка региональных компаний! За последний год чиновники стали больше бояться, но я с уверенностью могу заявить: почти в 100 процентах случаев госзакупок есть коррупционная составляющая… Как правило, эти подряды получают или родственники, или друзья чиновников».

Фантазия казнокрадов безгранична. Одновременно с «серой книгой» появляются другие пособия - «Выжми из госзакупок 100 %. Пошаговое руководство для поставщиков госзаказа». Она, как утверждают авторы, будет «интересна и полезна бизнесменам, предпринимателям, руководителям компаний и, конечно, тем, кто только планирует открыть свое дело. Книга расскажет, как можно увеличить прибыль с помощью госзаказа без особых затрат на рекламу и маркетинг».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру