Лицензированию в ЖКХ просят повысить прозрачность

Чиновники и жилищники встретились на круглом столе «МК»

15.10.2014 в 08:17, просмотров: 3260

 Последняя новация в ЖКХ - обязательное получение лицензий управляющими компаниями и аттестация их руководителей - по-прежнему будоражит умы всех игроков жилищно-коммунальной сферы. По федеральному закону, организаторами таких процедур должны выступить местные органы власти. Однако, по словам участников рынка, до сих пор до конца неясно, в какие сроки они должны пройти сертификацию, и чем чреваты последствия неполучения документов для ЖКХ.

Лицензированию в ЖКХ просят повысить прозрачность
Фото: Соня Гуггенхейм

 Законодательные сумерки

Новые правила в сфере жилищно-коммунального хозяйства России вступили в силу с сентября этого года. Компаниям, управляющим многоквартирными домами, придется пройти процедуру лицензирования до 1 мая 2015 года. Об этом говорится в федеральном законе № 255. Все управляющие организации подвергнут обязательной проверке на соответствие ряду требований. Документы для прохождения аттестации и получения лицензии УК могут подавать с 1 сентября до 1 мая 2014 года. По закону, после 15 мая будущего года нельзя будет управлять многоквартирным домом без лицензии. За нарушение предусмотрены штрафы, и довольно высокие – 150-250 тысяч рублей для юридических лиц.

«МК» собрал представителей власти, надзорных органов и специалистов ЖКХ за круглым столом, чтобы обсудить возникающие в связи с изменениями законодательства проблемы.

В начале разговора ведущая круглого стола, главный редактор газеты «МК» в Красноярске» Елена Уляшева предложила участникам встречи рассказать, какие цели, на их взгляд, преследует процедура лицензирования в ЖКХ и в чем основные угрозы и возможности для роста. Ведь, по ее словам, ключевая задача лицензирования - защита интересов собственников жилья.

Судя по начальным выступлениям представителей управляющих компаний, главная цель предстоящих процедур - очистка рынка от недобросовестных УК и неквалифицированных руководителей - не будет достигнута.

- Этот закон возник спонтанно! Он был написан очень быстро! - заявил генеральный директор НП «ЖилКомСтрой» Анатолий Гантимуров. - В конечном итоге, по мнению всего делового сообщества, закон работать не будет. УК - крайняя в любой ситуации: энергетики и ресурсоснабжающие организации защищены в части тарифов, обязательности оплаты их услуг. Защищены и собственники жилья.

Гантимурова поддержала и директор по правовым вопросам ООО ГУК «Жилфонд» Татьяна Дидковская:

- Сейчас УК приходит на рынок жилья, которое имеет разные степени износа. Но стоимость обслуживания – жилищная услуга – имеет одну особенность: ее может устанавливать или местная администрация, или собственники жилья, которые голосуют за изменение тарифа. Но где вы видели, чтобы собственники пришли в муниципалитет с инициативой поднять тарифы для своей УК? Все компании в Красноярске, в том числе муниципальная, имеют одну цель – работать как минимум без убытков, это коммерческие организации. И должны все нарушения, которые могут быть выявлены в процессе обслуживания домов, при получении лицензии, исправлять за свой счет. А регулировать тарифы при этом самостоятельно не могут.

Справка МК

 Условия, которые управляющим компаниям необходимо соблюсти, чтобы получить лицензию

Регистрация юридического лица на территории Российской Федерации. Наличие квалификационного аттестата у директора УК. И отсутствие у него непогашенной судимости за экономические преступления и преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие. ФИО директора не должно быть в реестрах дисквалифицированных лиц и аннулированных лицензий (реестры будут вести на федеральном уровне). Соблюдение компаниями требования о раскрытии информации. Согласно постановлению правительства России № 731, УК должна размещать информацию на сайте «Реформа ЖКХ» и по выбору - на сайте органов местного самоуправления, субъекта Федерации или своем собственном.

Стройнадзор уполномочен пояснить

Сегодня в крае работают более 300 жилищно-коммунальных организаций. Все они имеют право обратиться за получением лицензии.

- Мы опубликовали все документы, которые на сегодняшний день регулируют процесс. Опубликованы и вопросы для аттестации. Главное, на что нужно обратить внимание УК, - следовать стандартам раскрытия информации о своей деятельности, - пояснил участникам дебатов замруководителя службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края Дмитрий Шпеньков. - Комиссии, которые будут рассматривать вопрос о выдаче лицензии, находятся в стадии формирования. К примеру, есть жесткие нормы по вопросам, которые члены комиссий могут задавать представителям УК. От органов власти в комиссиях, создаваемых только на коллегиальных условиях, не может быть более пяти человек. Плюс представители общественности: члены организаций, например, по контролю в ЖКХ, некоммерческих партнёрств. Те компании, которые плодотворно работают на рынке, могут воспользоваться поддержкой собственников жилья. Жители могут проголосовать за свою УК. Старый ветхий жилой фонд может сыграть свою роль в получении замечаний от надзорных органов, однако я уверен, что рынок все отрегулирует.

Много споров за круглым столом возникло об отзывах лицензий. Руководители УК уверены: если надзорные органы захотят «докопаться» до какой-нибудь компании, они это сделают легко. Два административных нарушения - и все. Как заверил Дмитрий Шпеньков, по закону, компания, попавшая под отзыв лицензии, должна не просто быть наказана за два нарушения. Во-первых, на их исправление отводится двухмесячный срок. Во-вторых, для отзыва лицензии, которого так опасаются участники рынка (в том числе из-за недобросовестной конкуренции и некоего передела рынка ЖКХ), требуются не просто замечания или акт проверки – необходимы обоснованные и вступившие в законную силу решения судов. Таким образом, уверен Шпеньков, исключается коррупционная составляющая в процессе выдачи и отзыва лицензии.

Но не все так гладко. До сих пор из федерации в регионы не поступили подзаконные нормативно-правовые акты. До сих пор на законодательном уровне не принято нескольких важнейших новшеств. Это, прежде всего, положение о лицензировании с перечнем документов, которые должна будет представить управляющая компания, и дополнительными лицензионными требованиями. Несколько подзаконных актов должен издать минстрой. Эти обстоятельства тормозят процесс.

Справка МК

 Участники круглого стола:

начальник отдела реформирования жилищного фонда и управления государственной собственностью регионального министерства ЖКХ (пока верстался номер, оно было расформировано, полномочия переданы министерству строительства) Ирина Котельникова; гендиректор УК «Холмсервис» Ирина Сидорова; гендиректор ОАО «Таймырбыт» Константин Купреенко и директор по производству Николай Гурский; председатель ТСЖ «Аэропорт» Юрий Андреев; директора ООО «Ваш выбор – Люкс» Юлия Корзун, УК «Зима» Екатерина Коновалова и УК « Гвардейский Парк» Виктор Левинский; генеральный директор ООО УК «Эдельвейс – Сервис» Владимир Литвинов; представитель УК «Космос-плюс» Ольга Уварова.

Сама процедура лицензирования, по замыслу властей, должна выглядеть так. Управляющая компания подает заявление на лицензирование и прилагает пакет документов. Среди них обязательно должен быть квалификационный аттестат должностного лица управляющей организации. Аттестат выдается по результатам квалификационного экзамена. Минстрой страны должен разработать порядок приема этого экзамена и утвердить перечень вопросов, на которые руководитель управляющей организации обязан ответить. Пока все это есть только в проекте.

Как считают участники круглого стола, польза от квалификационного экзамена все же будет. В том числе за счет повышения знаний при подготовке к испытанию: ответы на вопросы сейчас принялись штудировать не только руководители, но и рядовые сотрудники УК. А значит, повышается профессионализм работников сферы ЖКХ, которые обслуживают населения в регионе.

Всё для собственника, всё для жилья

Генеральный директор Регионального фонда капитального ремонта Нина Авдеева считает, что все усилия властей направлены на достижение главной цели реформирования - повышение качества работы жилищно-коммунального комплекса и удовлетворение собственников жилья:

- С 2005 года у всех УК были возможности обращаться в органы местного самоуправления для решения проблем по установлению тарифов на жилищные услуги. Но практически никто не обращался. Пока не встал вопрос о лицензировании. И благодаря этому сейчас началось-таки двустороннее движение. Кроме того, я считаю, что лицензирование позволяет упростить процедуру для собственников жилья по смене УК. Конкуренция повышается между УК, они будут вынуждены находить внутренние резервы. Впервые на федеральном уровне прозвучал комплексный подход к жилищно-коммунальной сфере. Но нужно еще усовершенствовать законодательную базу, равномерно распределить зоны ответственности между ресурсоснабжающими организациями, жилищниками и собственниками. Должен появиться новый уровень взаимоотношений между ними.