Партийная кадриль

Кто претендует на депутатские мандаты красноярского парламента

 На минувшей неделе окончательно определился список партий и кандидатов, претендующих на места в горсовете Красноярска. О желании поучаствовать в этих соревнованиях уведомили горизбирком 19 партий. Это меньше, чем предсказывали политологи, хотя избирателям все равно предстоит сделать куда более сложный выбор, чем в предыдущие кампании. Ведь, например, в аналогичных выборах 2008 года участвовали всего восемь избирательных объединений, а в 2004 году - десять. Правда, не исключено, что к концу гонки количество партий-участниц уменьшится - кто-то попадет в юридические капканы конкурентов, а кто-то и сам снимется с выборов.

Кто претендует на депутатские мандаты красноярского парламента
Рисунок: Анатолий Самарин

 По разным критериям будут выбирать горожане своих будущих представителей в парламенте. Одни от корки до корки изучат программные документы. Таких дотошных избирателей как правило меньшинство. Других привлекут красивые предвыборные лозунги и заманчивые обещания. Но многие наверняка будут ориентироваться на знакомые имена, к которым уже сформировалось какое-то отношение - позитивное или негативное. «Лицо партии» - это не только красивая метафора. Идеология идеологией, а работать в горсовете, определять стратегию развития Красноярска будут конкретные люди с определенным жизненным опытом и системой ценностей, профессиональными навыками и политической историей.

С этой точки зрения интересно взглянуть, как подошли к формированию партийных списков главные игроки на этих выборах. Каждый из них действовал исходя из своих кадровых ресурсов. Кто-то следовал принципу «с бору по сосенке». Кому-то из «составителей» важней был статус и размер личного состояния охотников за мандатами. А некоторые попали в ситуацию, когда достойных кандидатов пришлось выбирать из нескольких сильных претендентов.

КРАСНЫЙ ИСХОД

Нынешние выборы, как уже отмечали наблюдатели, характеризуются интенсивной политической миграцией кандидатов. В этом контексте можно выделить даже явных лидеров по импорту и экспорту перебежчиков.

Главным поставщиком кадров в другие партии стала КПРФ. Судите сами.

Экс-депутат Заксобрания и в недавнем прошлом видный член крайкома компартии Оксана Демченко возглавила список «яблочников», в который помимо нее вошли также эколог Александр Колотов и красноярский писатель Алексей Мещеряков.

Еще один заметный экс-член КПРФ, депутат краевого парламента Олег Пащенко вместе с бывшим губернатором Валерием Зубовым и коллегой по ЗС Николаем Трикманом встал во главе колонны «Справедливой России».

Депутат горсовета Нина Михалева также ушла из КПРФ и выступает под № 3 в партии «Патриоты России». По соседству с ней в списке расположился бывший главный комсомолец края Аркадий Волков.

72-летний Юрий Абакумов, избиравшийся в Заксобрание в 2001 году от КПРФ (а в 2007 году уже от ЕР!), сейчас решил связать судьбу с либеральной «Гражданской платформой».

Наконец, безусловным чемпионом по количеству бывших членов зюгановской компартии стала партия «Коммунисты России», которую ведет на штурм горсоветовских вершин депутат Андрей Селезнев. Вместе с ним за мандаты сражаются около двух десятков бывших членов КПРФ, не без скандала расставшихся с ней.

В чем же причина массового исхода из партии, которая уже пару десятков лет называет себя главной оппозиционной силой страны? Вряд ли КПРФ мечтала превратиться в своеобразный инкубатор, поставляющий кадры ее прямым конкурентам.

Когда-то коммунисты и вправду казались единственной реальной оппозиционной силой в России, этаким идеологическим монолитом на фоне сомнительных политических образований, которые подобно сорнякам обильно разрослись на развалинах советской империи. У наследников КПСС была понятная, пусть и обращенная в «светлое прошлое», идеология. У руля КПРФ стоял серьезный лидер, который на фоне тогдашнего президента страны многим и вправду казался приемлемой альтернативой. Наконец, у КПРФ был недюжинный объединительный потенциал для всех недовольных тогдашним режимом. Но череда скандалов и жестких чисток в региональных организациях КПРФ в последние годы показывает, что все массовые уходы из этой партии не случайны.

После исключения из партии создателя красноярской организации Владислава Юрчика скандалы сотрясают КПРФ уже года четыре. Причем пики волнений приходятся как правило на избирательные кампании. В 2011 году недоумение многих красноярских коммунистов вызвало появление в региональном списке КПРФ на выборах в Госдуму не имеющих никакого отношения к нашему краю Михаила Берулавы и Вахи Агаева. Еще более громкий скандал случился в прошлом году с выдвижением от КПРФ на выборы мэра Красноярска беспартийного бизнесмена Михаила Осколкова, которого впоследствии руководство крайкома безуспешно попыталось снять с гонки.

Видимо, та череда неприятностей заставила региональное руководство КПРФ сделать сегодня ставку на проверенных товарищей. Список компартии возглавили Владимир Сергеев, Владимир Пястолов и Андрей Телегин. Эти партфункционеры уступают в известности Андрею Селезневу и Нине Михалевой (которые на выборах-2008 во многом определили удачное выступление коммунистов), но имеют один несомненный плюс - они хотя бы не «варяги», а родом из региональной организации КПРФ.

С МИРУ ПО НИТКЕ…

Либерализация партийной жизни открыла шлюзы для новых партий, которые практически сразу начали охоту за более-менее раскрученными в политике людьми. Естественно, побеждают в турнире те, у кого больше пряников (в том числе и финансовых) для перебежчиков. В этом смысле нет конкурентов у партии «Гражданская платформа», которую возглавляет олигарх Михаил Прохоров.

В структуру долларового миллиардера подались многие политики, оставшиеся не у дел в своих прежних партиях. Например, в списках «ГП» можно увидеть бывшего главного пиарщика красноярских «медведей» Сергея Толмачева. Нынче политтехнолог страстно обличает путинский режим, который до недавнего времени его вполне устраивал. Среди нынешних сподвижников Толмачева выделяются исключенные из ЛДПР Наталья Подоляк и Александр Глисков. Когда-то они были «за бедных, за русских», но сегодня оказались в структуре, имеющей совсем другие приоритеты.

Пожалуй, самым естественным перебежчиком в этой компании выглядит депутат горсовета Сергей Жабинский, до недавнего времени числившийся членом фракции «Справедливой России». Он все-таки довольно долго возглавлял в крае «Союз правых сил», поэтому идеологически ему должны быть близки ультралиберальные взгляды миллиардера, не так давно предложившего увеличить трудовую неделю до 60 часов!

Хорошо, когда есть деньги для привлечения в свои ряды раскрученных людей, но таким ресурсом обладают только избранные. Большинство партий, заявившихся на эти выборы, сделали ставку на людей неизвестных, но, возможно, вполне достойных депутатского мандата. Правда, шансов на его получение у «темных лошадок» немного. Как поется в песенке из популярного кинофильма, «любовь и бедность навсегда меня поймали в сети». Любовь к власти нынче несовместима с пустым кошельком. В этом смысле любопытен род занятий некоторых кандидатов: студент, пенсионер, электромонтажник и даже «домохозяин»! Хотя и безработных среди претендентов и бизнесменов на этих выборах хватает. Так что после 8 сентября состав горсовета может оказаться весьма пестрым в профессиональном смысле.

СТАВКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Из парламентских партий, участвующих в этих выборах, выделяются ЛДПР и «Единая Россия», не побоявшиеся пойти на серьезное обновление кадрового состава.

«Концепция ЛДПР - омоложение партии, поэтому, молодежь, вперед!» - заявил еще в июне координатор регионального отделения ЛДПР, депутат Заксобрания Михаил Козлов. Судя по списку кандидатов, это не только громкая риторика - в рядах «соколов Жириновского» немало ребят, появившихся на свет в восьмидесятые годы. Возможно, правда, что омоложение это вынужденное - в 2012 году сменилось краевое руководство либерал-демократов. Нынешние лидеры в политической борьбе со старой гвардией ЛДПР сделали ставку на молодых и амбициозных сторонников, что и принесло им успех.

У «Единой России» процесс обновления носит более естественный характер.

В апреле мэр Красноярска и один из лидеров путинской партии в крае Эдхам Акбулатов пообещал, что право на кандидатский статус получат только те, кто докажет свою полезность городу и горожанам. Уже в мае на этапе праймериз было заметно, что внутрипартийное голосование проходит в условиях реальной конкуренции, честно и без подковерных игр. Победили те, кто смог предложить самые интересные идеи по улучшению жизни в краевом центре.

Праймериз выдвинули на первый план в «партии власти» целую когорту новых лиц - поколение 30-40-летних неравнодушных горожан, готовых предложить идеи по созданию нового Красноярска. Например, в Свердловском районе от «ЕР» выдвинуты 36-летние директор «Столбов» Вячеслав Щербаков и руководитель компании «Чистые луга» Андрей Козиков, в Академгородке за победу сражается 34-летний заместитель руководителя исполкома регионального отделения партии Александр Новиков, а в Железнодорожном районе - 39-летний заместитель начальника Красноярской железной дороги Лев Ткачев.

Но о тотальном обновлении партийных рядов «единороссов» говорить пока рано. Часть действующих депутатов от этой партии смогли доказать свое право на участие в избирательной кампании. Вновь будут сдавать этот экзамен Владимир Чащин, Марина Малышева, Алексей Додатко, Елена Пензина и ряд других нынешних парламентариев. В советские времена такой подход назвали бы «сплавом молодости и опыта». Да и сегодня эта формула создания сильных и ответственных команд актуальна.

Обилие новых лиц среди кандидатов «партии власти» уже заставило говорить о кадровой перезагрузке «Единой России». Определенные политические риски для нее в этой модели существуют - электорат в Красноярске довольно консервативный и с осторожностью относится к новым лицам в политике. Поэтому кандидатам еще придется сильно постараться в ближайшие недели, чтобы завоевать доверие избирателей.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру