Сельское хозяйство повисло на всемирной паутинке

В помощь краевым аграриям подключат интернет

 Развивать сельское хозяйство в Красноярском крае предстоит посредством всемирной сети, - заявили на прошлой неделе в региональном министерстве промышленности и торговли. Это очередная попытка помочь фермерам реализовать произведенные продукты. Предыдущий опыт, стоивший бюджету края ста миллионов рублей, оказался не слишком удачным. Что представляет собой нынешняя затея?

В помощь краевым аграриям подключат интернет
Рисунок: Анатолий Самарин

 Продвинуть продукцию местного производителя на прилавки магазинов долго пытался минсельхоз региона, но в сентябре 2011 года глава ведомства Леонид Шорохов умыл руки, заявив, что отныне помогать сельчанам будет посредник - логистический оператор Некоммерческое партнерство «Красноярский краевой продовольственный альянс». Из бюджета края ему выделили 100 миллионов.

На эти деньги альянс, как убеждали в СМИ его руководители, провел рекламную кампанию, чтобы красноярцы знали своих кормильцев-сельчан. Создали логотип бренда «Енисей-продукт», стикеры с изображением которого должны были размещаться в крупных торговых сетях. По телевидению и радио запустили (опять же - со слов представителей ККПА) два видео- и три аудиоролика. Но эффекта пиар-кампания не возымела.

Впрочем, в числе участников партнерства, которых продвигал альянс, оказались предприятия, и без того хорошо известные красноярцам. Например, ОАО «Красноярский хлеб», ЗАО «Назаровское», ООО «Ярск» (читай - московская компания «Дымов»). Мелкие аграрии, у которых нет ни денег на рекламу, ни возможностей попасть в торговые сети, тогда остались за бортом. «Меня это сотрудничество не устраивает, я работаю по другим ценам, - делился с «МК» более года назад один из руководителей агрофирмы. - У меня были представители двух мясокомбинатов (участников партнерства с логистом - «МК»), предлагали по 150-160 рублей забирать говядину. А я ее нарасхват по 200 рублей сдаю. Соседний регион осваиваю, шевелюсь, договариваюсь. Мне такие партнеры с такими низкими ценами не нужны».

В итоге бюджетные миллионы ухнули вместе с надеждами на продвижение местной продукции. И с самим логистом. О нем, - поделились с нами в минсельхозе - давно уже не слышно. Остался лишь вопрос: о чьей выгоде пеклись чиновники, создавая схему с участием посредника на 100 миллионов рублей?

ХХХ

То, что не получилось у Леонида Шорохова с его минсельхозом, теперь пытается воплотить министерство промышленности и торговли. «Разработан проект по созданию сети виртуальных крестьянско-фермерских магазинов, рассказала помощник министра Ольга Арамян. - Проект призван решить актуальную для сельхозпроизводителей проблему со сбытом своей продукции. Участие фермеров в интернет-платформе дает возможность широко заявить о себе и имеющихся производственных возможностях, найти потребителей, установить партнерские связи».

Портал Росагроторг.рф начнет работать с 1 августа. Как сообщили в министерстве, зарегистрироваться на нем сможет любое, даже небольшое фермерское хозяйство. Причем бюджетных затрат на затею не потребуется, и для аграриев она тоже обойдется даром, - уверяют в ведомстве.

«Ничего не слышал о такой услуге, но надежды, что это поможет, мало, - признался «МК» руководитель сельскохозяйственного производственного кооператива «Шилинский» Михаил Смагин. - Более десяти лет мы сами сбытом занимаемся. Было время - свои павильоны ставили в Красноярске, а их начали убирать под тем предлогом, что это нарушает архитектурный вид. А ведь это был прямой путь товаров местного производителя к покупателю, без посредников. В больших магазинах накручивают на поставляемую нами продукцию 30 %. Это значит, чтобы мы должны при поставке снизить свою цену на 30 %. Вот и получается, что мы все дальше отходим от покупателя».

«Если такая поддержка хотя бы одному хозяйству принесет пользу - хорошо, но на нашем предприятии это никак не отразится, - считает директор ООО «ОПХ Солянское» Яков Энгель. - Господдержка есть, но она недостаточна. Знаете, когда начинаешь сравнивать оказанную помощь со всеми проблемами в сельском хозяйстве, она выглядит незначительной. Например, в прошлом году ГСМ нам давали по 14 рублей, а в этом по 32 рубля. Ценообразование, тарифы на электроэнергию - из года в год болевые точки. Проблемы надо решать в комплексе. Если власти хотят, чтобы у нас был прорыв, у них должно быть понимание того, что такое сельское хозяйство - это инфраструктура всей деревни. Я часто сравниваю сельское хозяйство с чемоданом без ручки: бросить вроде жалко и нести неудобно».

ХХХ

Идея создания виртуальных магазинов для сбыта продукции местных производителей, вероятно, имеет право на существование, но это капля в море нерешенных проблем аграриев. Несмотря на умеренно радужные доклады чиновников о состоянии дел на селе, есть и официальная статистика, не подтверждающая оптимизма.

Согласно опубликованным на днях данным Красноярскстата, в этом году по сравнению с 2012-м в регионе больше чем вполовину сократилось производство крупы. Выпуск сыров уменьшился на четверть. На 19 % упало производство мяса, на 11,6 % - сливочного масла. Молоко, хоть и незначительно (на 1,3 %), тоже в минусе.

Почти вдвое усох поток водки и ликероводочных изделий - таков результат политики возрождения алкогольного рынка края. На прошлой неделе признана банкротом «Шушенская марка» - родное предприятие главы минсельхоза Леонида Шорохова. С подобными трендами сельхозпроизводителям скоро потребуются не интернет-магазины, а веревка и мыло.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру