Главный вопрос - что экономически и экологически выгоднее? К примеру, Юрий Мальцев, заслуженный эколог России, начальник отдела экологического аудита и консультаций научно-исследовательского и производственного госцентра «Природа» считает идею в целом здравой: «Во всем мире газ является более экологичным, чем жидкое топливо. Как продукт сгорания он образует меньше отходов в атмосферу. А организацией такой услуги, я думаю, должны заниматься в первую очередь поставщики газа. Вряд ли государство будет вкладывать деньги в это. Абсолютно убеждён, что подавляющая часть машин в крае оборудована под жидкое топливо и не имеет спецприспособлений для газа. Будут ли опасны газоколонки на действующих АЗС – судить трудно. Но если это окажется, как с асфальтом, который сегодня латают на дорогах, а завтра он еще хуже, чем был, то это будет очень опасно».
Роман Гольдман, депутат Заксобрания края, генеральный директор агрохолдинга ЗАО «Сангилен +» о новой инициативе правительства, похоже, узнал только от корреспондента «МК»: «Вы уверены, что все АЗС подпадают под новый закон? Тогда я закроюсь на полгода! У каждого своя специализация – один продает хлеб, другой – мясо. Нельзя перестроить заправки просто так! Я постановление не видел. Оценивать, понятное дело, во сколько встанет переделка АЗС в рублях и кто это будет финансировать - пока не могу».
Похоже, государство не готово учитывать специфику заправщиков и желает обустроить обочины дорог «топливными супермаркетами», где есть не только молоко, хлеб и мясо (дизель, бензин, масло), но и кондитерские изделия (газ).
Параллельно с инициативой федералов краевые власти задумали свою газификацию. Вместе с ОАО «Красноярсккрайгаз» здесь готовы реализовать программу перевода сельского автотранспорта на газ. Это может быть своего рода компенсацией за прекращение поставок и производства низкооктанового АИ-80. К концу мая минсельхоз должен был сформулировать, как будут спасать сельхозпредприятия от подорожавшего бензинового топливо – то ли переходом на газ, то ли переходом на дизель. Пока результатов нет.
Валерий Сергиенко, председатель комитета по делам села и агропромышленной политике ЗС края, считает, что если новую услугу вменять собственникам автозаправочных сетей и региональному правительству, то может получиться как с майскими социальными законами: все понимают их важность, но выполнить регионы просто не могут. Нет денег. «Ни у сельхозпредприятий, ни у розничных поставщиков топлива нет средств на «газовую революцию». Если говорить в целом, это гигантские капиталовложения. Иногда, прежде чем делать такие широковещательные заявления, надо прикидывать свои возможности. Должны финансировать, по моему убеждению, газовые компании. С точки зрения городской среды, чтобы очистить воздух от бензиновых выхлопов, это хорошее мероприятие. Но ведь машин, работающих на газу, чрезвычайно мало в нашем регионе. Их переделка под газ, как правило, делается кустарным способом. А как будут перестраиваться сами АЗС – вообще загадка».
Между тем в краевом правительстве не только не представляют, как реализовать федеральное постановление. «МК» не обнаружил тех чиновников, в чьей компетенции будет находиться переделка «дедовских магазинов» (старых АЗС) в «супермаркеты» (АЗС с газовым моторным топливом). Ни в минэнерго, ни в минпроме и торговли, которые, казалось, должны быть в эпицентре правительственных инициатив, не нашлось собеседника на эту острую тему. В Ростехнадзоре на вопрос, кто будет курировать безопасность «новостроек», «МК» пояснили, что контролем АЗС ведомство не занимается с 2009 года, поскольку они не являются опасными промышленными объектами.