Революция на АЗС поставила регионалов в тупик

К удивлению «МК», ни профильные ведомства, ни участники рынка о правительственных нововведениях не слышали.

На этой неделе исполнится ровно месяц со дня анонсирования премьером страны новых подходов к обустройству автозаправочных станций. Теперь, кроме привычных бензоколонок, на заправках появятся и газовые терминалы. Постановление правительства именуется скромно - «О внесении изменения в постановление Правительства РФ 29 октября 2009 г. № 860» и вступит в силу, согласно данным правовой системы «Гарант», 12 июня. Но за сухим заголовком и малюсеньким содержанием изменений, которое буквально заключается во фразе «газовое моторное топливо», таится подлинная революция на рынке. Причем коснуться она может как владельцев сетей АЗС, так и широких слоев потребителей. Задумано вроде бы благое: расширить ассортимент заправок, дать возможность тем, кто ездит на газе, заправляться на любой станции. К удивлению «МК», ни профильные ведомства, ни участники рынка о правительственных нововведениях не слышали. Некоторые впадали в ступор. Ясности в теме нет ни у одного участника разговора.

К удивлению «МК», ни профильные ведомства, ни участники  рынка о правительственных нововведениях не слышали.
Фото: autodaxa.ru

Главный вопрос - что экономически и экологически выгоднее? К примеру, Юрий Мальцев, заслуженный эколог России, начальник отдела экологического аудита и консультаций научно-исследовательского и производственного госцентра «Природа» считает идею в целом здравой: «Во всем мире газ является более экологичным, чем жидкое топливо. Как продукт сгорания он образует меньше отходов в атмосферу. А организацией такой услуги, я думаю, должны заниматься в первую очередь поставщики газа. Вряд ли государство будет вкладывать деньги в это. Абсолютно убеждён, что подавляющая часть машин в крае оборудована под жидкое топливо и не имеет спецприспособлений для газа. Будут ли опасны газоколонки на действующих АЗС – судить трудно. Но если это окажется, как с асфальтом, который сегодня латают на дорогах, а завтра он еще хуже, чем был, то это будет очень опасно».

Роман Гольдман, депутат Заксобрания края, генеральный директор агрохолдинга ЗАО «Сангилен +» о новой инициативе правительства, похоже, узнал только от корреспондента «МК»: «Вы уверены, что все АЗС подпадают под новый закон? Тогда я закроюсь на полгода! У каждого своя специализация – один продает хлеб, другой – мясо. Нельзя перестроить заправки просто так! Я постановление не видел. Оценивать, понятное дело, во сколько встанет переделка АЗС в рублях и кто это будет финансировать - пока не могу».

Похоже, государство не готово учитывать специфику заправщиков и желает обустроить обочины дорог «топливными супермаркетами», где есть не только молоко, хлеб и мясо (дизель, бензин, масло), но и кондитерские изделия (газ).

Параллельно с инициативой федералов краевые власти задумали свою газификацию. Вместе с ОАО «Красноярсккрайгаз» здесь готовы реализовать программу перевода сельского автотранспорта на газ. Это может быть своего рода компенсацией за прекращение поставок и производства низкооктанового АИ-80. К концу мая минсельхоз должен был сформулировать, как будут спасать сельхозпредприятия от подорожавшего бензинового топливо – то ли переходом на газ, то ли переходом на дизель. Пока результатов нет.

Валерий Сергиенко, председатель комитета по делам села и агропромышленной политике ЗС края, считает, что если новую услугу вменять собственникам автозаправочных сетей и региональному правительству, то может получиться как с майскими социальными законами: все понимают их важность, но выполнить регионы просто не могут. Нет денег. «Ни у сельхозпредприятий, ни у розничных поставщиков топлива нет средств на «газовую революцию». Если говорить в целом, это гигантские капиталовложения. Иногда, прежде чем делать такие широковещательные заявления, надо прикидывать свои возможности. Должны финансировать, по моему убеждению, газовые компании. С точки зрения городской среды, чтобы очистить воздух от бензиновых выхлопов, это хорошее мероприятие. Но ведь машин, работающих на газу, чрезвычайно мало в нашем регионе. Их переделка под газ, как правило, делается кустарным способом. А как будут перестраиваться сами АЗС – вообще загадка».

Между тем в краевом правительстве не только не представляют, как реализовать федеральное постановление. «МК» не обнаружил тех чиновников, в чьей компетенции будет находиться переделка «дедовских магазинов» (старых АЗС) в «супермаркеты» (АЗС с газовым моторным топливом). Ни в минэнерго, ни в минпроме и торговли, которые, казалось, должны быть в эпицентре правительственных инициатив, не нашлось собеседника на эту острую тему. В Ростехнадзоре на вопрос, кто будет курировать безопасность «новостроек», «МК» пояснили, что контролем АЗС ведомство не занимается с 2009 года, поскольку они не являются опасными промышленными объектами.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №25 от 12 июня 2013

Заголовок в газете: Подпольная или подлинная?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру