Ферросплав с политикой

В экологической истории обнаружилась вредная примесь

 Помнится, год назад на первомайской демонстрации в столице края шествие замыкала колонна активистов общественного движения «Красноярск против». Это было самое длинное звено парадной цепочки. Более двух тысяч человек под бой барабанов с флагами и транспарантами «Нет заводу ферросплавов!» прошествовали по Площади революции.

Нынешний Первомай не отметился подобными лозунгами, тема как-то сошла на нет. Молчат активисты: у них теперь другие заботы - борьба против нового городского кладбища. Молчит власть края, категорично заявлявшая, что Енисейского ферросплавного завода (ЕФЗ) близ Красноярска не будет. Однако точка в этой истории еще не поставлена, дело о разрешении строительства яд-завода застряло в судах. В мае состоится очередное слушание.

В экологической истории обнаружилась вредная примесь
Рисунок: Анатолий Самарин

 Напомним, в январе 2012 года после масштабных протестных выступлений красноярцев губернатор Лев Кузнецов объявил, что разорвал соглашение с ЧЕК-СУ о сотрудничестве при строительстве ферросплавного завода. В феврале Шуваевский сельсовет, на землях которого должен был расположиться ЕФЗ, утвердил правила застройки, где говорилось, что здесь запрещается строить производства выше третьего класса опасности (ЕФЗ имеет первый класс). В марте администрация Емельяновского района, ранее отказавшая ЧЕК-СУ в выдаче разрешения на строительство завода, исключила его проект из градостроительного плана. Застройщик обратился в Красноярский краевой арбитражный суд, считая запрет на строительство незаконным, и выиграл. Вслед за этим емельяновские чиновники обжаловали решение в Третьем арбитражном апелляционном суде. ЧЕК-СУ пошла выше и подала кассацию в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в Иркутске, требуя выдать разрешение на строительство. В марте этого года окружной арбитраж вернул дело в Красноярск для пересмотра. Первое слушание назначено на 29 мая.

Ситуация неоднозначная. С одной стороны, есть мнение красноярцев, которые выступают против строительства завода. На публичных слушаниях 92 % проголосовали за запрет ЕФЗ. Есть позиция губернатора Льва Кузнецова, мэра Красноярска Эдхама Акбулатова, краевого парламента: ферросплавного производства на площадях Крастяжмаша быть не должно. Наконец, есть вердикт рабочей группы, которая была создана при Законодательном собрании края, - 19 профессоров изучали проектную документацию завода и пришли к выводу, что размещать неподалеку от Красноярска ферромарганцевое производство нельзя.

У ЧЕК-СУ - своя правда, которая тоже подкрепляется выводами рабочей группы, только федерального уровня. Кстати, инициировала создание рабочей группы при правительстве РФ краевая власть, видимо, рассчитывая на поддержку. Однако результаты оказались не в нашу пользу. Рабочая группа посчитала, что экологические и экономические претензии к проекту необоснованны, потому что весь объем потенциальных выбросов ЕФЗ составляет лишь 0,43 % суммарного объема загрязняющих веществ Красноярска. Как сообщали столичные деловые издания, премьер Путин предложил Льву Кузнецову позаботиться о том, чтобы сократить в городе загрязнения от других производств. Губернатор аргументировал свою позицию тем, что общественность категорична в вопросе строительства ЕФЗ, и сообщил, что готов предложить другие участки в крае.

Это предложение не понравилось ЧЕК-СУ. Компания уже вложила в проект около трех миллиардов рублей собственных средств и около семи миллиардов, без учета набежавших процентов, освоено в рамках кредитной линии Внешэкономбанка (кредит приостановлен весной 2012 года в связи с замораживанием работ на площадке ЕФЗ). «Проектный институт по нашему запросу сделал расчеты, из которых следует, что новый проект стоил бы на 20 - 25 миллиардов рублей дороже и по срокам отодвинул бы реализацию на четыре-пять лет, - делился в центральных СМИ совладелец ЧЕК-СУ Георгий Рамзайцев. - Это же не ларек газетный перенести! Это огромный завод, только проектирование которого занимает больше двух лет. Новый проект на другой площадке будет нерентабельным, неэффективным, и никто не будет в него вкладывать средства. Кроме того, если заводу без всяких оснований приклеят ярлык, что он является «ядовитым», то в любом другом регионе возможно повторение красноярской ситуации. Нам надо доказывать здесь, в Красноярске, что производство безопасное».

Эксперты бизнес-сообщества считают, что именно с этого ЧЕК-СУ и следовало начинать заход в Красноярск, но пиар-кампанию «заводчане» проиграли. Впрочем, при поддержке федерального центра это не беда. После появления выводов рабочей группы РФ в центральных СМИ высказывались предложения провести независимую международную экологическую экспертизу. Руководство ВЭБ (на момент создания рабочей группы Владимир Путин являлся главой наблюдательного совета банка) посчитало это нецелесообразным. «Она имела бы смысл, если бы у регулирующих органов внутри страны не было единой позиции, - комментировал тогда зампред ВЭБ Андрей Сапелин. - Одни бы считали, что завод удовлетворяет экологическим требованиям, а другие - что факторы риска все же недооценены. В этой ситуации, возможно, действительно нужно было весомое мнение третьего лица о том, есть ли экологическая угроза. В данном случае все профильные органы единодушны: проект ЕФЗ отвечает всем требованиям российского экологического законодательства, его негативное влияние на окружающую среду минимально. Вторая причина репутационного свойства - мы считаем неправильным вынесение за пределы России факта противостояния ветвей власти».

Похоже, история со строительством ЕФЗ в Красноярске приобрела уже не экологическую, а политическую окраску. Хватит ли теперь у руководства региона воли отстоять интересы красноярцев и выполнить обещания?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру