Выше пандуса

О будущем российской школы педагоги пока только гадают

Новый закон «Об образовании» предоставил детям с ограниченными возможностями право обучаться вместе с прочими сверстниками. Готовы ли школы Красноярского края принять новичков?

О будущем российской школы педагоги пока только гадают
Коллаж: Сергей Гуськов

Тема инклюзивного образования как-то сама собой возникла на днях в разговоре с директором Лесосибирской коррекционной школы восьмого вида Галиной Рыбель. «Закон гласит, что специализированных школ не будет, - обеспокоена педагог. - Если закроют коррекционные школы, куда девать таких детей, у которых должна быть индивидуальная программа обучения? Чтобы в обычных школах была доступная среда, нужно создать условия! Я еще понимаю, что детям из школ первого вида (проблемы со зрением, слухом) можно приобрести аппаратуру, и будет ребенок со всеми в классе заниматься. А дети из школ восьмого вида как? Это ведь нарушение психики и интеллектуальное недоразвитие. Мы в своей образовательной среде с ними очень много методов применяем, чтобы что-то дать, научить ребенка общаться. Ни в коем случае эти школы закрывать нельзя!»

В общеобразовательных учреждениях тоже плохо представляют инклюзив на практике. «Как технически проводить адаптацию детей из коррекционных школ восьмого вида, пока не знаю, - признается директор красноярской гимназии № 7 Люция Литвинцева. - Но есть ведь и другие дети с ограниченными возможностями. В Красноярске, например, строятся две новые школы, где предусмотрены и пандусы, и туалеты для детей с особыми потребностями. Варианты просчитываются для действующих школ. Наша гимназия должна закрыться на капремонт в 2014 году. Когда мы утверждали проекты, то изменения были связаны и с тем, чтобы обеспечить условия для таких детей. Это одно. Второе - подготовка специальных образовательных программ, педагогического состава для работы с особенными детьми, что не менее сложно».

Пока это только предположения педагогов о том, какие перемены ждут школу. Но, как объяснили в министерстве образования края, хоть закон и опубликован, ни один подзаконный акт еще не появился на свет. Тем не менее, заверили в ведомстве, специализированные школы не закроют. «К 2016 году коррекционные школы просто поменяют название и будут называться школами с адаптационными программами, - сообщила «МК» замминистра Светлана Маковская. - Инклюзивное образование – это равный доступ к образованию всех детей с учетом их индивидуальных особенностей. Дети смогут учиться как в отдельных специальных учреждениях, так и в общеобразовательных школах: на выбор родителей. Это касается и детей, у которых задержка в интеллектуальном развитии. В обычной школе они смогут обучаться либо в отдельных классах, либо вместе со всеми, но по индивидуальной программе. Расширение возможностей идет очень осторожно. Закон говорит, что инклюзив возможен там, где будут созданы специальные условия. Мы сейчас включаемся в федеральный проект по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных школах. Семь школ будет участвовать в проекте, деньги выделят федерация и край».

ХХХ

Обеспечить образовательные учреждения всем необходимым для обучения особенных детей - только полдела. Главное - как будут чувствовать себя инвалиды среди сверстников, не подвергнутся ли нападкам и унижению? «От этого никто не застрахован, - не скрывает Литвинцева. - Даже в самых развитых странах, где инклюзивное образование стало нормой, бывают такие случаи. Не знаю, попробуем. С другой стороны, это ведь и огромный воспитательный момент для детей, которые находятся в общеобразовательных школах. Будем работать, формировать толерантность».

«Должна быть совместная работа педагогов и родителей, - считает психолог, социальный педагог Елена Сазонова. - Я уверена, что адаптация не самым простым образом будет происходить. Иногда родители не согласны, чтобы их дети учились с особенными детьми. Если у родителей такое суждение, оно и детям передастся, которые, как губка, впитывают в себя то, что слышат от взрослых. Задача и школы, и родителей вовремя замечать ситуацию и направлять потенциал ребенка в правильное русло. Это сложно, для этого необходимо иметь авторитет. Чтобы его завоевать, нужно доказать, что мир ребенка вам интересен, нужно уважать его мнение, тогда появляется доверие. Знаете, мне нравится работать с трудными подростками: у них другие суждения, нестандартные, они одареныши, в своем роде. Их не всегда понимают, и поэтому они злятся, но когда возникает доверие, и они видят, что небезразличны взрослым, они меняются».

Дети очень чувствительны к фальши, их не обманешь громкими речами о равноправии инвалидов. Жалкие материальные пособия, отсутствие возможности трудиться и достойно зарабатывать, проблемы с лекарствами, протезами, колясками превращают их в глазах общества в людей второго сорта, и дети это тоже видят.

Готовя материал, я зашла на интернет-форумы людей с ограниченными возможностями и впервые увидела наше общество их глазами. «Ведь ничего не стоит просто не устраивать инвалидам ад негативным отношением. Кто-то сейчас будет писать «и что, я теперь всех инвалидов на руках таскать должен и целовать их взасос». Да не надо этих крайностей… Если вы просто пропустите нездорового человека впереди себя в очереди и не будете оскорблять его, строить гримасы отвращения, это уже значительно поможет». «В нашей стране быть инвалидом страшно не только из-за экономических соображений, а еще и от того, как общество на тебя реагирует. Многие с гордостью заявляют, если вдруг придется стать инвалидом, я покончу с собой. Да, звучит красиво, но выжившие после тяжелых болезней и аварий люди совсем по-другому сморят на жизнь. Не надо говорить, что они слабаки - не убили себя сразу после того, как поняли, что их удел - коляска, домашнее заключение или Дом инвалидов. Именно продолжать жить в таких условиях - настоящее мужество». «Когда у меня отказали ноги и появились проблемы в общении, я долго не могла прийти в себя. Тяжело было. Даже пыталась повеситься... все было... Но сейчас я полюбила жизнь. А о правительстве нашем и чиновниках стараюсь не думать. Им на нас давно наплевать. Нас не видят, не слышат, о нас не говорят, нами брезгуют, делают вид, что нас нет».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру