Вывески голландской сети супермаркетов появились в Красноярске после того как весной 2011 года группа компаний «Каравай» заключила лицензионный договор со SPAR International, получив эксклюзивное право на открытие магазинов под этим брендом в Красноярском крае и Хакасии. Сегодня в столице региона работают шесть супермаркетов SPAR. Минимум один из них, как мы выяснили, действительно скоро закроется.
31 января в Арбитражном суде края пройдет слушание по иску Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации Красноярска к ООО «Торговая сеть «Каравай». Истец требует освободить помещение площадью 566,7 кв. м по адресу: улица Высотная, 19, где находится супермаркет SPAR, и вернуть имущество муниципалитету. Департамент считает, что торговые площади размещаются незаконно.
«Законом «О защите конкуренции» (ФЗ № 135 – «МК») предусмотрено, что должен быть соблюден определенный порядок заключения договоров аренды, а это - торги. Поскольку договор с «Караваем» датируется 2001 годом, а ФЗ № 135 вступил в силу в 2006-м, арендатору необходимо было обратиться в департамент, чтобы перезаключить договор, но уже с соблюдением условий ФЗ № 135 (то есть участвовать в торгах – «МК»). Поскольку они так и не обратились, мы подали иск в суд о возврате помещения», - пояснила и.о. начальника юридического отдела департамента муниципального имущества Татьяна Даль.
Почему руководство «Каравая» повело себя именно так? Вариантов напрашивается как минимум три, и все они - не в пользу ритейлера.
Первый: в группе компаний не имели злого умысла обмануть департамент, просто не знали о законодательных нововведениях. Если так, то ставится под сомнение профессионализм управленцев, ведь закон «О защите конкуренции» - один из основных в бизнесе и торговле.
Вариант второй: о законе знали, но умышленно не обращались в департамент. Здесь возникает вопрос о порядочности.
И третий: знали, но забыли оформить все своевременно. С медицинской точки зрения это, может быть, и оправдывает владельцев «Каравая», однако бросает тень на репутацию среди партнеров, ведь амнезия - опасный спутник в ведении бизнеса.
Впрочем, возможно, все гораздо проще, и «игра в прятки» на фоне возникающих проблем – это фирменный стиль компании. Это удивляет, ведь председателем совета директоров является депутат горсовета Эльвира Манакова, порядочный человек (ведь непорядочным в депутатах теоретически нет места), можно сказать, представитель элиты Красноярска.
««Каравай» не выходит на связь. Эльвира Генриховна не один раз клятвенно обещала рассчитаться, и я был удивлен таким подходом. Мои топ-менеджеры никак не могли решить с ними этот вопрос, почему мне и пришлось подключаться, ведь мы знаем друг друга еще с 90-х», - констатирует Вадим Музеников, гендиректор ООО «Группа компаний «Троя», одного из ведущих поставщиков алкогольной продукции в крае.
Осенью компания подала иски в суд, поскольку «Каравай» перестал рассчитываться за поставки и долг превысил 13,5 млн рублей. Некоторые иски арбитраж уже рассмотрел и принял решение их удовлетворить. Как нам сообщили в «Трое», незначительную часть денег вернуть удалось, основная пока остается в «Каравае».
«Я знаю, что они кредит более 4,5 миллиона получили в Альфа-банке в октябре-ноябре 2012 года. Мы думали, что из этих денег с нами рассчитаются, но платежей не поступило, - удивлен Музеников. - Мы работаем с «Командором», «Красным Яром», «Метро», и все обязательства выполняют. У нас ведь тоже есть свои поставщики. Мы четко исполняем свои обязательства. Если «Каравай» не рассчитался, где нам деньги брать? Идем в банк, берем кредиты под проценты, на нас ложится дополнительная нагрузка, а они в это время пользуются беспроцентными деньгами поставщиков. И перекладывают свои проблемы на нас. Вот их подход, их ментальность».
По мнению экспертов, слухи о закрытии магазинов сети «Каравай» не так уж далеки от действительности. «У них был большой расчет на SPAR: заключат договор, и дела свои поправят. Но не получилось, - сообщил «МК» компетентный источник. - Вроде бы мировая сеть, неплохие технологии, но в Красноярске она абсолютно ничем не выделяется. Получилось, что не потянули. Проект был очень перспективный, но здесь нужны были другие подходы в управлении бизнесом. Манакова привыкла принимать решения самостоятельно, но не всегда они грамотные и правильные - это взгляд со стороны. Есть ведь менеджмент специально подготовленный, так работают во всем мире и в России. Они сейчас своими неграмотными действиями подставляют бренд. Не очень красиво с их стороны взять франшизу и поставить под удар компанию с мировым именем».
Оно, конечно, так, но разве капитану до эстетики, когда корабль может пойти ко дну? Для иных, чтобы остаться на плаву, все средства хороши, их не смущает, что при этом не только подмокнет собственная репутация, но и пострадает деловой имидж партнеров.