Как бы есть министры

«МК» составил черный список членов, которым пора на выход из краевого правительства

Многочисленные долгоиграющие скандалы с участием руководителей «высшей лиги» – правительства края - создают благоприятную почву для экспертных оценок – у кого из региональных министров в следующем году могут отнять портфель и кресло. Некоторые, правда, уже ушли – кто-то после внимания к их деятельности правоохранительных органов (министр транспорта Захар Титов и министр промышленности Денис Пашков), кто-то вообще не стали дожидаться команды «на выход!» и уволились якобы по собственному желанию (министр по инновациям Андрей Вольф).

«МК» составил черный список членов, которым пора на выход из краевого правительства
Фото: krsk.sibnovosti.ru

К безвременно покинувшим нас чиновникам пора бы присоединиться и другим их коллегам, которые, по мнению «МК», допустили в прошлом году просчеты и прострелы. Предлагаем вашему вниманию наш черный список.

Один из претендентов на вылет – министр сельского хозяйства и продовольственной политики Леонид Шорохов. По версии регионального УФАС, он может быть замешан в деле строительства так и не доведенных до пуска молокозаводов и недопоставки оборудования, на которое было выделено почти 200 миллионов рублей из краевого бюджета. «Деньги были перечислены не на проведение соответствующих торгов, а в государственное предприятие «Сосны», которое перечислило их транзитом в другое дочернее предприятие под названием уже просто «Сосна», - заявил летом этого года замруководителя регионального УФАС Олег Харченко. - А «Сосна» на бюджетные деньги купила евро и отправила их в Израиль». По мнению антимонопольщиков, краевые чиновники вывели в офшоры 5 млн евро. Со своим вердиктом выступила и Счетная палата края: бюджетные деньги реализованы «неэффективно в полной мере», а министерства – экономики и регионального развития и сельского хозяйства - самоустранились от контроля за реализацией проекта…

Министр здравоохранения Вадим Янин вроде бы не значился в «криминальных списках», но в течение года был одним из наиболее «битых» губернатором и населением. Неудовольствие и начальник, и пациенты государственных клиник высказывали по поводу бесконечных очередей в поликлиниках: реформа отрасли идет, миллиарды тратятся, а повышения доступности медуслуг нет. Словно в предчувствии логического конца, Янин под занавес года решил рассказать на пресс-конференции, что же мешает региональной медицине идти вперед. При вскрытии нарывов Янин обозначил ключевой очаг болезни отрасли – нехватку кадров. Он же и выписал рецепт - брать на работу женщин-гастарбайтеров: «Чтобы дома не сидеть, можно у нас и санитарочкой подработать». Будут ли у них проверены элементарные медицинские навыки и знание русского языка, министр не уточнил. На студентов медвузов надежда слабая: «Все дело в том, что учиться приходят (в медуниверситет - «МК») блатные мальчики и девочки с известными районными фамилиями, которым никакая медицина не нужна. И людям помогать они не хотят. Романтика медицины сегодня почти никого не влечет». Возможно, среди студентов и найдется несколько человек, пришедших не по склонности к профессии. А по выбору родителей. Но это не позволяет краевому министру всех будущих медиков, что называется, грести под одну гребенку. Да и сколько бы он не мечтал об энтузиастах, в медучреждениях больным нужны прагматики. Вот, к примеру, ввели долгожданные и, вероятно, весьма дорогостоящие интернет-сервисы для записи на прием к врачу в 112 клиниках – а они популярностью среди больных не пользуются. Как признается Янин, «электронная система записи к врачам-специалистам далеко несовершенна, … плановые визиты не всегда могут состояться в реальности по причинам дефицита врачей». Круг замкнулся – доступность медицины низкая, потому что пациенты не могут записаться на прием, а если и могут, то дефицит врачей не позволяет к ним же и попасть. А ведь снижение напряжения в очередях было одной из главных задач, стоявших перед региональным министерством в этом году.

Еще один краевой начальник - министр экономики и регионального развития края Анатолий Цыкалов – не только был замечен «МК» в скандалах (к истории о выделении ему элитной земли под Канском «МК» обращался неоднократно), но и каких-либо реальных дел продемонстрировать не смог. Функционал его ведомства за последние три года сократился как минимум на десяток позиций – достаточно посмотреть на список компетенций ведомства. Ключевой задачей остается «обеспечение создания условий для комплексного социально-экономического развития края, регионального развития края».

По сути, минэкономрегразвитию остается только констатировать экономические показатели. Чтобы хоть как-то представить свою деятельность, ведомство под конец года описало работу руководителя так: «Министр экономики и регразвития края Анатолий Цыкалов принял участие в работе научно-практической конференции «Государственные программы: методологические подходы»… обсудили вопрос о роли государственных программ как инструмента государственной политики, отдельно рассмотрев региональный аспект их планирования... В начале следующей недели (речь идет о текущей неделе – «МК») Анатолий Цыкалов станет участником заседания Оперативного штаба Минэнерго России и совещания в Минэнерго под председательством Министра энергетики РФ Александра Новака, посвящённых вводу в эксплуатацию Богучанской ГЭС». Участия Цыкалова на этих высоких заседаний в качестве докладчика не предполагается (иначе бы в пресс-релизе об этом было обязательно сказано). Посидеть рядом с влиятельными федералами - чем не результат работы?

Но ему далеко до самого непубличного члена правительства. Такого оксюморона заслужил министр строительства и архитектуры Владимир Цапалин, который за последний год стал персонажем не более десятка пресс-релизов собственного минстроя, включая поздравления ко дню строителя. «Человек-невидимка» даже в конфликтных ситуациях (типа реконструкции драмтеатра) славно отсиделся за спиной начальника – все решения власти озвучивал губернатор Лев Кузнецов. В этом году исполнилось три года, как Цапалин сел в министерское кресло. На какие процессы он смог повлиять, что улучшил за эти годы и даже на каких заседаниях скромно посидел – остается загадкой.

Информатизационными успехами мало радует и министр Алексей Туров. Несмотря на угрозы ликвидировать интернет-отсталость села и внедрить электронные госуслуги в деревнях и районах края, до победы над бумажной волокитой еще далеко. И установлено инфоматов в три раза меньше запланированного (600 вместо двух тысяч), и население не обучено ими пользоваться. До реализации проекта «Безопасный город» в Красноярске – как до Луны. ГЛОНАСС на транспорте кто только не анонсировал, но на остановках общественного транспорта в Красноярске по-прежнему не находится альтернативы «кукушкам», которые за несколько пятаков сообщают водителям график движения автобусов.

Другой достойный претендент на вылет, на наш взгляд, - министр культуры Елена Паздникова. Для культурного строительства в регионе была выбрана явно провальная стратегия – выживания. За последние годы в крае не выступил ни один столичный театр с долговременными гастролями, не появилось новых учреждений. Наоборот. То библиотеку пытаются закрыть: в Дивногорске ее планировалось передать под нужды судебного департамента, и только вмешательство читателей спасло книги от выселения. То органный зал отдать католикам. Заслуг минкульта в деле отстаивания культурного достояния не обнаружилось. Упадок культуры констатировать рано, но, к примеру, невнимание к великим выходцам из края удивляет. Недавно политолог Сергей Комарицын привел такую статистику – старшеклассники не смогли определить из десяти знаменитых людей, кто из них жил в Красноярске. Основателя ансамбля танцев Сибири Михаила Годенко опознали как уроженца края только 7 процентов опрошенных, а из 242 школьников только двое знают, кто такие Иван Шпиллер и Дмитрий Каратанов.

Вероятно, Елена Галактионовна может посетовать в таком случае на низкое качество обучения, которое курирует совсем другое ведомство. В этом великое искусство чиновников – находить при решении своих задач соседнее ведомство, якобы замешанное в неразрешимости ситуации. К примеру: домов культуры больше не становится? Виноват Минфин – денег не дает.

***

Чиновничье долгожительство при явных проблемах и просчетах остается для наблюдателей загадкой. Короткая скамейка запасных? Но ведь на место каждого министра готовят кадровый резерв. Да правительство молодых дублеров подрастает. Между тем увольнение крупных чиновников не по собственному желанию – всегда политическая интрига и скандал.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру