Очевидно, что без топлива ни один вид бизнеса работать не сможет. Но так ли очевидна зависимость отдельных сфер от тенденций на бензиновом рынке?
«Есть отрасли, чрезвычайно зависимые от цен на бензин - такси, дальнобойщики… - считает председатель Союза промышленников и предпринимателей Красноярского края Михаил Васильев. - У них доля затрат на ГСМ доходит до 20-25 процентов. Но остальные предприятия, к примеру, производящие продукты питания, не так остро ощущают рост цен на топливо. По моим оценкам, доля бензина в себестоимости нетранспортного бизнеса – около трех-шести процентов. Но это не мешает предпринимателям обосновывать повышение своего ценника тенденциями бензинового рынка».
Вместе с экспертом мы пытаемся разобраться, как сказывается подорожание ГСМ на цене, к примеру, буханки хлеба. По словам Михаила Васильева, в хлебе доля бензина составляет около трех процентов. При средней цене булки в 20 рублей, доля ГСМ в ней – 0,6 рубля. То есть при увеличении стоимости топлива, к примеру, на семь процентов, булка хлеба должна подорожать всего лишь на 4 копейки. Покупатель в хлебном магазине такой честной надбавки может и не почувствовать.
Это в идеале. В реальности же любой скачок на топливном рынке практически моментально экстраполируется на продуктовые магазины. Предприниматели слишком вольно обращаются с цифрами, пытаясь обосновать возросшие цены.
Судите сами. По данным Красноярскстата, к концу 2010 года стоимость бензина увеличилась на 9,7 %, а цена на продукцию одного из самых крупных хлебных производителей в январе 2011-го взлетела сразу на 10 %. За два последних года топливо подорожало примерно на 13 %. Цена на хлеб не останавливается – в ноябре 2012-го красноярцы стали платить за него еще на 10 процентов больше. То есть, по сути, накрутка идет не на те 3 %, которые составляет бензин в себестоимости хлеба, а на всю цену продукта. После упражнений этой занимательной арифметикой хочется воскликнуть: а справедливость где?
В конфиденциальном разговоре некоторые из красноярских предпринимателей признались корреспонденту «МК», что на рост цен после повышения стоимости бензина влияет не экономический расчет, а желание заработать. Правда, есть сдерживающий фактор – высокая конкуренция на определенных рынках.
«Для повышения конкурентоспособности после «бензиновых войн» цены на товары в магазинах мы старались максимально долго не повышать, работали себе в убыток, - комментирует экс-руководитель сети розничных магазинов Виктория Мартынова. - А вот поставщики продуктов питания, виноводочных изделий выставляли новые цены после каждого топливного витка регулярно. Именно на них ложатся расходы по доставке товаров в город и развоз по точкам торговли».
Опрошенные нами представители малого бизнеса сошлись на том, что обоснование роста цен на прилавках носит эмоционально-манипулятивный характер, а не экономический. Это почти в чистом виде спекуляция, которая разгоняет инфляцию.
Отсюда вопросы (на основании опроса, проведенного на сайте «МК» и на нашей странице в «Фейсбук»), возникающие у красноярцев: почему власти идут на поводу у нефтекомпаний, которые добывают и продают топливо? Почему, владея контрольным пакетом акций крупнейших компаний и являясь фактически монополистом, правительства страны и региона не заинтересованы в снижении цен на топливо?
Накануне Общественная палата РФ опубликовала потребительский индекс, который отражает реальные расходы россиян в 17 крупнейших городах России. Красноярск входит в тройку самых дорогих. Если в среднем жители крупных городов страны тратят в месяц 12,3 тысячи рублей, то в Хабаровске - на четыре тысячи больше, в Екатеринбурге - 13,4 тысячи, в Красноярске – 13,09 тысячи. Москва, что любопытно, оказалась на четвертой строчке. При этом средние доходы красноярцев превышают расходы примерно в полтора раза (у москвичей — в 3,4 раза).
Одно из первых мест Красноярск занимает и в рейтинге по стоимости бензина. Дороже он только в Хабаровске, Санкт-Петербурге и Москве.
Красноярцам в этой ситуации обидно вдвойне. На территории края есть нефтеперерабатывающий завод – Ачинский НПЗ, из-за чего транспортные расходы на доставку бензина до заправок минимальны. В то же время цены на отдельные виды топлива превышают общероссийские и среднесибирские показатели. Наличие предприятия не дает нам никаких региональных преимуществ. При этом никто в крае – ни среди чиновников, ни среди законодателей – не может дать внятного экономического обоснования подобного роста цен на ГСМ.
P.S. Считается, что в Кемеровской области чуть ли не самые низкие по стране цены на топливо. Литр популярного бензина марки АИ-92 стоит сегодня в Кузбассе 26 рублей. Тогда как в Красноярске - почти 28. Дизельное топливо у кемеровчан тоже дешевле на несколько рублей. Съемочная группа программы «Вести. Красноярск» отправилась в Кемерово, чтобы выяснить, кто и как последние пять лет (!) сдерживает рост цен на горючее. Проехав 600 километров, журналисты наблюдали, как постепенно ценники на АЗС меняются, и бензин становится все дешевле! По дороге вместе с дальнобойщиками съемочная группа оценивала по качеству кемеровское топливо… Областные власти поделились секретом грамотного управления. А горожане рассказали, что еще из товаров и продуктов обходится им дешевле благодаря невысоким ценам на бензин. Все подробности командировки в Кемерово смотрите в репортажах Марии Семеновой в программе "Вести. Красноярск" на этой неделе в среду и пятницу в 19.40 на телеканале "Россия 1".