Красноярск стал фигурантом «дорогих» индексов жизни

Одна из причин – постоянно растущий в цене бензин

 Иногда подъезжаешь к автозаправочной станции и кажется, что цены сошли с ума. Еще год назад за 30-литровый бак бензина достаточно было заплатить 750 рублей, сегодня без тысячи к кассе не подходи. Казалось бы, переплачиваешь сто – сто пятьдесят рублей за заправку. А в год? Семь тысяч восемьсот рублей, или 11, 6 процента. Это больше обещанной российским правительством 7,5-процентной инфляции. Причем качество бензина остается прежним. К тому же вслед за изменением ценников на автозаправках поднимается стоимость всего и вся – начиная от продуктов питания и заканчивая дорогостоящим технологическим оборудования для промышленных предприятий. По мнению экспертов, это особо опасный, «аморальный» эффект роста стоимости горюче-смазочных материалов.

Одна из причин  – постоянно растущий в цене бензин
Рисунок: Анатолий Самарин

Очевидно, что без топлива ни один вид бизнеса работать не сможет. Но так ли очевидна зависимость отдельных сфер от тенденций на бензиновом рынке?

«Есть отрасли, чрезвычайно зависимые от цен на бензин - такси, дальнобойщики… - считает председатель Союза промышленников и предпринимателей Красноярского края Михаил Васильев. - У них доля затрат на ГСМ доходит до 20-25 процентов. Но остальные предприятия, к примеру, производящие продукты питания, не так остро ощущают рост цен на топливо. По моим оценкам, доля бензина в себестоимости нетранспортного бизнеса – около трех-шести процентов. Но это не мешает предпринимателям обосновывать повышение своего ценника тенденциями бензинового рынка».

Вместе с экспертом мы пытаемся разобраться, как сказывается подорожание ГСМ на цене, к примеру, буханки хлеба. По словам Михаила Васильева, в хлебе доля бензина составляет около трех процентов. При средней цене булки в 20 рублей, доля ГСМ в ней – 0,6 рубля. То есть при увеличении стоимости топлива, к примеру, на семь процентов, булка хлеба должна подорожать всего лишь на 4 копейки. Покупатель в хлебном магазине такой честной надбавки может и не почувствовать.

Это в идеале. В реальности же любой скачок на топливном рынке практически моментально экстраполируется на продуктовые магазины. Предприниматели слишком вольно обращаются с цифрами, пытаясь обосновать возросшие цены.

Судите сами. По данным Красноярскстата, к концу 2010 года стоимость бензина увеличилась на 9,7 %, а цена на продукцию одного из самых крупных хлебных производителей в январе 2011-го взлетела сразу на 10 %. За два последних года топливо подорожало примерно на 13 %. Цена на хлеб не останавливается – в ноябре 2012-го красноярцы стали платить за него еще на 10 процентов больше. То есть, по сути, накрутка идет не на те 3 %, которые составляет бензин в себестоимости хлеба, а на всю цену продукта. После упражнений этой занимательной арифметикой хочется воскликнуть: а справедливость где?

В конфиденциальном разговоре некоторые из красноярских предпринимателей признались корреспонденту «МК», что на рост цен после повышения стоимости бензина влияет не экономический расчет, а желание заработать. Правда, есть сдерживающий фактор – высокая конкуренция на определенных рынках.

«Для повышения конкурентоспособности после «бензиновых войн» цены на товары в магазинах мы старались максимально долго не повышать, работали себе в убыток, - комментирует экс-руководитель сети розничных магазинов Виктория Мартынова. - А вот поставщики продуктов питания, виноводочных изделий выставляли новые цены после каждого топливного витка регулярно. Именно на них ложатся расходы по доставке товаров в город и развоз по точкам торговли».

Опрошенные нами представители малого бизнеса сошлись на том, что обоснование роста цен на прилавках носит эмоционально-манипулятивный характер, а не экономический. Это почти в чистом виде спекуляция, которая разгоняет инфляцию.

Отсюда вопросы (на основании опроса, проведенного на сайте «МК» и на нашей странице в «Фейсбук»), возникающие у красноярцев: почему власти идут на поводу у нефтекомпаний, которые добывают и продают топливо? Почему, владея контрольным пакетом акций крупнейших компаний и являясь фактически монополистом, правительства страны и региона не заинтересованы в снижении цен на топливо?

Накануне Общественная палата РФ опубликовала потребительский индекс, который отражает реальные расходы россиян в 17 крупнейших городах России. Красноярск входит в тройку самых дорогих. Если в среднем жители крупных городов страны тратят в месяц 12,3 тысячи рублей, то в Хабаровске - на четыре тысячи больше, в Екатеринбурге - 13,4 тысячи, в Красноярске – 13,09 тысячи. Москва, что любопытно, оказалась на четвертой строчке. При этом средние доходы красноярцев превышают расходы примерно в полтора раза (у москвичей — в 3,4 раза).

Одно из первых мест Красноярск занимает и в рейтинге по стоимости бензина. Дороже он только в Хабаровске, Санкт-Петербурге и Москве.

Красноярцам в этой ситуации обидно вдвойне. На территории края есть нефтеперерабатывающий завод – Ачинский НПЗ, из-за чего транспортные расходы на доставку бензина до заправок минимальны. В то же время цены на отдельные виды топлива превышают общероссийские и среднесибирские показатели. Наличие предприятия не дает нам никаких региональных преимуществ. При этом никто в крае – ни среди чиновников, ни среди законодателей – не может дать внятного экономического обоснования подобного роста цен на ГСМ.

P.S. Считается, что в Кемеровской области чуть ли не самые низкие по стране цены на топливо. Литр популярного бензина марки АИ-92 стоит сегодня в Кузбассе 26 рублей. Тогда как в Красноярске - почти 28. Дизельное топливо у кемеровчан тоже дешевле на несколько рублей. Съемочная группа программы «Вести. Красноярск» отправилась в Кемерово, чтобы выяснить, кто и как последние пять лет (!) сдерживает рост цен на горючее. Проехав 600 километров, журналисты наблюдали, как постепенно ценники на АЗС меняются, и бензин становится все дешевле! По дороге вместе с дальнобойщиками съемочная группа оценивала по качеству кемеровское топливо… Областные власти поделились секретом грамотного управления. А горожане рассказали, что еще из товаров и продуктов обходится им дешевле благодаря невысоким ценам на бензин. Все подробности командировки в Кемерово смотрите в репортажах Марии Семеновой в программе "Вести. Красноярск" на этой неделе в среду и пятницу в 19.40 на телеканале "Россия 1". 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру