Еще в декабре прошлого года ничто не предвещало нынешних тектонических сдвигов в городской администрации. Даже сам новоиспеченный и.о. обещал не предпринимать никаких серьезных шагов до выборов мэра. Однако с нового года ситуация в корне изменилась. В январе Акбулатов заговорил о необходимости принятия целого ряда системных решений. А с 1 февраля совершенно неожиданно началась череда увольнений.
Первым был отправлен в отставку главный архитектор города Вадим Пирогов. За день до этого и.о. подверг резкой критике чиновников из управления архитектуры за отставание в развитии инфраструктуры микрорайона «Покровский». Однако очевидно, что вопросы накопились не только по освоению новых городских территорий, но и по эксплуатации старых. Волокита с документами и скандальные разрешения на точечную застройку в центре города были «визитной карточкой» управления. Поэтому, когда 10 февраля свой пост (согласно официальной версии - по собственному желанию) покинул еще один одиозный управленец - руководитель департамента социальной политики Василий Куимов - многие красноярские аналитики усмотрели в этом предвыборный популизм, образцово-показательные отставки непопулярных чиновников.
Как бы в подтверждение этого тезиса в апреле «чистки» продолжились с удвоенной силой. Шестого числа расторгнут трудовой договор с главой Центрального района Александром Суворовым, занимавшим должность с 1997 года. Девятого - «в связи с сокращением штата» отправлен в отставку руководитель управления окружающей среды Кирилл Гупалов. На следующий день - глава департамента градостроительства Геннадий Игнатьев.
Можно заметить, что все увольнения так или иначе связаны с «болевыми точками» города. Однако кадровыми решениями Эдхам Акбулатов не ограничился, взявшись за существенные структурные изменения. Так, фактически упразднено управление архитектуры, следом за бывшим начальником Пироговым в отставку отправлен весь штат – 77 человек. Во вновь формируемом управлении будут работать только 14 сотрудников.
Против «популистской» версии говорит и то, что сокращения-увольнения вполне соответствуют заявлениям и.о. В январе нынешнего года он обрушился на давнюю неразбериху, связанную с временным размещением торговых павильонов на территории города. «Смысл всей этой работы заключается в том, чтобы сделать прозрачным городское законодательство. Чтобы оно было понятно всем участникам процесса: бизнесу, жителям, людям, которые хотят высказать свое мнение», — заявил Акбулатов на профильном заседании.
В феврале, после отставки Куимова, начались расширения социальных программ, касающихся приобретения жилья, – «50 на 50» (для работников бюджетной сферы) и «Молодой семье доступное жилье». Дальнейшие увольнения в связке «заявления-действия» тоже обретают комплексный смысл. Отставка Гупалова наверняка связана с изменениями экологического законодательства на уровне как города, так и края, которые необходимо подготовить к практическому применению.
Однако основной аргумент против «предвыборной версии» лежит вне информационных потоков: цена «чисток» для Акбулатова слишком высока, чтобы быть простым пиаром.
ХХХ
Эдхам Шукриевич - человек в администрации города не новый. С 1994-го по 1998 годы он возглавлял земельное управление Красноярска, с 1998 по 2002-й был начальником главного управления экономики и планирования. Собственно, это обстоятельство особенно подчеркивалось горсоветом и городской администрацией при его назначении: у Акбулатова есть опыт городского управления и налаженное сотрудничество с муниципальными структурами. При четырежды переизбранном экс-мэре Петре Пимашкове в администрации неизбежно образовались засидевшиеся «долгожители», которые, судя по всему, и должны составлять «группу поддержки» спустившегося на муниципальный уровень Акбулатова. Таким образом, избавляясь от неэффективных менеджеров, он избавляется и от налаженных контактов – что в современной российской политике большая редкость.
Одна из причин столь интенсивной ротации может быть связана с освоением цифровых технологий, которая существенно упрощает для администрации обратную связь с жителями. «Важными для горожан являются вопросы благоустройства территории и ремонта дорог, по которым у нас выработана практика общественного обсуждения», - сказал Акбулатов, комментируя первую (февральскую) корректировку городского бюджета.
Проблемы «электронных красноярцев» подтверждаются и классическими методами. В конце марта социологи из «Ресурс-консалт» провели поквартирный опрос с выборкой из 800 совершеннолетних горожан. Так, наибольшее беспокойство красноярцев вызывают растущие тарифы и низкое качество обслуживания в сфере ЖКХ – за месяц до этого Акбулатов инициировал разработку приложения к счет-квитанции и внедрение стимулирующей рейтинговой системы для управляющих компаний.
На втором месте - строительство завода ферросплавов: и.о. активно включился в «юридическую войну» против ЗАО ЧЕК-СУ. «Компания грубо нарушила природоохранные нормы, совершив, по существу, подлог документов, заменив новое строительство на приспособление существующих объектов», - заявил он на праймериз в Кировском районе.
Активно взялся Акбулатов и за седьмую строчку «хит-парада» - плохое качество дорог. 2 апреля он не только устроил разнос за некачественный ремонт дорог недобросовестным подрядчикам и халатным заказчикам, но и пригрозил «жесточайшими мерами» чиновникам, которые не извлекут урока из образцово-показательной порки. В случае с дорогами присутствует еще и особенная бюджетная ответственность: редко когда финансирование городской отрасли исчисляется миллиардами. «Как часто проводились контрольные мероприятия, которые позволяли анализировать ситуацию? После того как стало понятно, что подрядчик вызывает опасения, какие меры были приняты, чтобы усилить контроль?» - негодовал Акбулатов, заслушивая обтекаемые доклады подчиненных и подрядчиков.
При этом сказать, что и.о. мэра последовательно хватается за каждую популярную проблему, тоже нельзя. Скорее, очередность решения вытекает из насущных потребностей и возможностей. Так, увеличение рождаемости сопровождается ремонтом школ и строительством новых детсадов, социальной инфраструктуры и расширением программ доступного жилья. То есть налицо стратегическое планирование, когда те или иные решения просчитываются на несколько ходов вперед.
ХХХ
Основной упрек оппозиционных политиков к действующей и недавно переизбранной вертикали власти заключается в ее принципиальной несменяемости. Оттого-де любые ее обещания вызывают скепсис. Причем справедливый: прикипевшие к своим местам чины и проникнутые неуставными отношениями аппараты исполнительной власти вряд ли способны к серьезным преобразованиям.
В этом смысле пример Акбулатова особенно показателен. Типичный кандидат действующей власти (выдвинут на праймериз ЕР, в окружении совершенно непроходных персонажей), но с нетипичным стилем управления. Вместо интенсивной саморекламы «основной кандидат» занимается планированием и непростыми, но давно назревшими административными реформами. Складывается впечатление, что, заявив о желании выдвинуться в мэры, Акбулатов тотчас забыл о предвыборной гонке, целиком отдавшись наведению порядка. Трудно прогнозировать, как скажется подобная тактика на распределении голосов. Зато любопытно будет понаблюдать. В конце концов, нынешнему и.о. противостоит плеяда самовыдвиженцев, многие из которых проявляют большие политические амбиции. Остается надеяться, что в пылу работы Акбулатов не забудет подать документы в горизбирком.
