Социально дезориентированный бизнес

Олег Дерипаска обостряет социальную напряженность в регионах

Российские журналисты любят посмаковать бедственное положение наших граждан в моногородах. Вот, мол, бедолаги - крыша над головой есть, а работы нет и не предвидится. А бросать все и ехать в далекие края "за счастьем", непутевые, ни в какую не соглашаются. Столичным журналистам, наверное, и в голову не приходит, что бывают ситуации пострашнее. Например, когда работа есть, а вот из квартиры гонит на улицу... работодатель.

Олег Дерипаска обостряет социальную напряженность в регионах
С подачи "алюминиевых менеджеров" рабочие "Русала" уподобляются бездомным.

Отъем собственности по-сибирски

Характерна история семьи Дмитрук, которая борется за квартиру, предоставленную собственным предприятием в порядке очереди, с 1994 года.

Ачинский глиноземный комбинат в 1990-м начал строительство дома для нуждающихся в жилье сотрудников. Денег у комбината не хватало, поэтому дом строился с участием самих рабочих и частично даже на их средства. Работник комбината Валерий Дмитрук, одноногий инвалид, участвовал в строительстве дома, приобретал отделочные и стройматериалы за свой счет. Дом сдали недостроенным, приняли в эксплуатацию без лифтов, которых в нем нет до сих пор. (Демократор.ру, 26.04.2011 г.)

В 1992 году грянула массовая приватизация. Два года спустя АГК был преобразован в акционерное общество. Недостроенный дом на баланс АО не поставили, и краевой комитет по управлению муниципальным имуществом передал его в муниципальную собственность. Жильцам при заселении документы на квартиры почему-то не оформили. Позже топ-менеджмент комбината, оказавшегося в составе "Сибала" Олега Дерипаски, заявил, что дом принадлежит предприятию, и стал требовать, чтобы жильцы выкупали у него некогда бесплатно предоставленные квартиры. (Демократор.ру, 26.04.2011 г.)

Разборки тянулись не один год. Некоторые жильцы согласились выкупать, другие смогли "неформально" договориться с руководством завода. Многим помог план, предложенный главой профсоюзной организации комбината Александром Машинцом. Администрация АГК, администрация города и профсоюзный комитет договорились о реализации этих квартир за приемлемую на тот момент для работников сумму: по 1015 рублей за метр, в рассрочку на 15 лет, без процентов. Однако, к примеру, Валерий Дмитрук - инвалид, и эта сумма для его семьи оказалась неподъемной.

К началу 2000-х в доме 23 квартала № 3 упорствующих остались уже единицы. Тогда руководство ОАО "АГК" перешло к решительным действиям и подало иски "о взыскании неосновательного обогащения" в суд. Иными словами, комбинат обвинил работников в том, что они украли у него государственные квартиры, которые к тому же фактически сами построили.

Как сообщает в письме Наталья Дмитрук, «суд затянул рассмотрение дела с 2002 по 2006 год и дал возможность ОАО "АГК" зарегистрировать право собственности на квартиру, в которой мы проживаем. Для этого в 2005 году при содействии администрации Ачинска дом исключили из реестра муниципальной собственности. Суд вынес решение о выселении из квартиры, не приняв во внимание представленные доказательства, что дом не был включен в уставный капитал и является муниципальной собственностью. Решение суда обжаловано в вышестоящие суды. Но было отказано в передаче дела для рассмотрения в суде в порядке надзора.

Прокуратура проводила проверку плана приватизации АГК и подтвердила, что дом 23 микрорайона 3 Ачинска не был включен в уставный капитал предприятия и незаконно исключен из реестра муниципальной собственности. Кроме того, она вносила представления об отмене судебных актов о выселении, но не принимает меры по восстановлению дома в муниципальной собственности».

Красноярский краевой комитет по управлению госимуществом подтверждает, что дом не был включен в уставный капитал и был передан в муниципальную собственность Ачинска по договору от 15 апреля 1994 года.
Семья Валерия Дмитрука до сих пор живет в этом доме, но в любой день их могут выбросить на улицу. За это время их квартиру оформили в собственность менеджеры комбината и уже дважды успели перепродать ее друг другу. Если не считать исключения квартир дома из списка муниципальной собственности и переведения их на баланс АГК, все остальное вроде бы произошло по закону. Этим нехитрым соображением каждый раз руководствуются и местные правоохранительные органы, и суды, отвергая жалобы и заявления Дмитруков. Получается, что с такой постановкой вопроса согласна и Генеральная прокуратура по СФО, и Верховный Суд, отказавший в рассмотрении жалобы Дмитруков в порядке надзора.

«"Русал-Ачинск" не построил ни одного квадратного метра жилья для своих работников - лишь отбирает квартиры, которые построены и предоставлены им государственным предприятием «Ачинский глиноземный комбинат». Российское государство не защищает своих граждан, отдавших всю свою жизнь производству", - пишет Наталья Дмитрук.

"В аналогичной ситуации оказались еще три семьи из нашего дома, - рассказала нам Наталья. - Одну семью - Крайновых - варварским способом судебные приставы выкинули из квартиры в июне 2010 года. Семья Ладониных выселилась добровольно, не выдержав давления. Семья Смиродка "висит на волоске"... Они обратились в суд с заявлением о приостановлении исполнительных действий в связи с направлением надзорной жалобы, а приставам направили заявление об отложении исполнительных действий. Но жалоба не является основанием для приостановления... Только выигрываем время..."

Как подтвердила председатель отделения профсоюза "Соцпроф" в Ачинске Любовь Колесова, семья Дмитрук не единственная: "Только в их доме таких семьи три. Многие работники комбината оказались в подобной ситуации. Кто-то отступился, кого-то уже выселили. Сейчас в Ачинске я знаю пять таких случаев".

В схожей ситуации находятся и бывший профорг АГК, а ныне председатель Красноярского краевого профсоюза "Соцпроф" Александр Машинец. В свое время он спас многих людей, добившись выкупа квартир с рассрочкой. Другие жильцы благодаря его соглашению, хоть и с трудом, квартиры получили, а вот сыну Машинца не повезло - его выселяют из квартиры в доме 53 Юго-Восточного района Ачинска по суду. А ведь квартира эта получена даже не в АГК - в АРССУ "Сибцветметремонт" (которое в результате реорганизаций и поглощений оказалось в составе ОАО "АГК"), и права его работников на полученные квартиры были подтверждены. Александр Машинец уверен, что преследование его сына - месть топ-менеджмента АГК за профсоюзную деятельность отца. Возможно. Но на сибирских предприятиях "Русала" в подобном положении находятся сотни, если не тысячи семей. Ситуация семьи Дмитрук или Машинец - только частный случай общей стратегии руководства алюминиевого гиганта.

Уральский наезд

Краснотурьинск находится не в Сибири - на Урале. От Ачинска далеко. Но в каком-то смысле эти города - близнецы-братья. Краснотурьинск, как и Ачинск, живет за счет градообразующего предприятия - Богословского алюминиевого завода, который так же входит в бизнес-империю Олега Дерипаски. И с квартирами рабочих БАЗ происходит то же самое.

В советские времена у БАЗа были детские лагеря, профилактории, базы отдыха, поликлиники. Завод строил дома, в которых его сотрудники получали квартиры. Однако после приватизации, когда предприятием завладел Дерипаска, все это исчезло. Более того, люди, всю жизнь проработавшие на заводе, вдруг оказались ему еще и должны.

Как сообщали СМИ ("Собеседник", 9 ноября 2010 г.), поначалу завод предлагал работникам предприятия выкупить квартиры по льготным ценам - 150 - 200 тысяч рублей. Однако знали об этом и воспользовались почему-то в основном сотрудники, приближенные к начальству: бухгалтера, секретарши, водители. Впрочем, благодать закончилась так же неожиданно, как началась, - продавать жилье стали по рыночной цене, которая рабочим оказалась не по карману. ("Вечерний Краснотурьинск", 16 июля 2010 г.)

Упорствующие, с их советскими ордерами, довольно быстро оказывались в суде и - на улице. Некоторым все же удавалось отстоять право собственности на жилье. Юрист Константин Халилов, выигравший несколько дел жильцов против БАЗа, рассказывает, что с приходом на завод "Русала" в 2007 году удача в судах его покинула. А ведь, по закону об акционерных обществах, новый владелец предприятия принимает на себя и прежние обязательства, в том числе обязанность за свой счет обеспечить очередников жильем. Однако юристы "Русала", похоже, считают иначе. "Мы - собственники, - утверждают они в судах. - Хотим - ордера выдаем, хотим - фантики..." ("Собеседник", 9 ноября 2010 г.)

В 2010 году руководство завода (посреди зимы!) запланировало выселить 818 семей бывших и нынешних рабочих. И большинство выселило. Или заставило подписать договоры на выкуп ("Вечерний Краснотурьинск", 16 июля 2010 г.)

"Мы оказались в рабстве градообразующего предприятия, но многие из нас отдали ему здоровье, здесь работали наши родители, деды. Сюда устраиваются на работу наши дети. Но как можно относиться к родному заводу, если мы понимаем, что оно может нас в любой момент выставить на улицу?" - спрашивают рабочие завода в коллективном письме уполномоченному по правам человека при президенте Владимиру Лукину, генпрокурору Юрию Чайке и (для сведения) владельцу завода Олегу Дерипаске (Накануне.ру, 17 сентября 2010 г.). "Хозяин" жалобу рабочих проигнорировал. Лукин и Чайка - тоже.

Беспомощность человека перед "смычкой" чиновников и капиталистов в России красноречиво описал в прошлом году депутат Ачинского горсовета Александр Пивнев. Он попытался привлечь внимание властей к проблеме изгоняемых из жилья рабочих: "Они сами их строили, а потом, значит, городские власти отказались от всего этого дела. И нашлись люди в фирме Дерипаски, которые эти квартиры вроде бы как выкупили. А люди-то сами построили. Понимаете, это полный беспредел!" Пивнев добавил, что испробовал все методы и не знает, как этим людям помочь. (Седьмой канал, 16 марта 2011 г.)

Медвежья услуга

Когда-то передовая английская буржуазия и не менее передовая аристократия провели геноцид собственного английского крестьянства - "огораживание". Земля нужна была для выпаса овец, из шерсти которых на английских фабриках производились ткани. Они приносили больше прибыли, чем зерно и овощи. Бродяжничество и попрошайничество были объявлены уголовными преступлениями, и десятки тысяч арестованных за то и за другое составили население колоний - США, Канады, Австралии и Новой Зеландии. Но у России нет колоний, а государство не станет оплачивать депортацию семей рабочих, у которых менеджеры Дерипаски отобрали квартиры. Люди эти никуда не денутся.

Фактически олигарх обостряет социальную напряженность в Сибири и на Урале.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру