Цены диктуют меню
Известная красноярская мамочка и журналист Дарья Мосунова жалуется, что денег на продукты действительно стало уходить примерно в полтора раза больше: «Я заметила за собой новую особенность: раньше приходила с готовым списком продуктов, которые формировали семейное меню. А сейчас стараюсь покупать только то, на что есть скидки. То есть цены или дисконты диктуют набор блюд, кои будут поданы к обеденному столу».
Но от списка плановых приобретений многодетная мать не советует отказываться. Просто надо во время прогулки по магазину его разумно корректировать.
Вообще здравый смысл - ключевое понятие для всех опрошенных. Логичный и практичный подход к закупкам может дать существенную экономию и в то же время позволит не снизить качество жизни - в частности, питания.
Бывший директор сети супермаркетов, а ныне экономист Елена Самойлова убеждена, что ее опыт поможет сохранить до 50 процентов домашней казны: «Во-первых, не надо ходить по торговым точкам на голодный желудок. Иначе есть вероятность и опасность, что в корзину попадут и полуфабрикаты, которые можно дома быстро съесть без готовки, и откровенно лишние и вредные продукты. Во-вторых, не стоит заглядываться на полки на уровне глаз. Их так и называют - «золотые» полки для премиального товара. Самые дешевые упаковки надо искать на нижних стеллажах».
Потребительская дисциплина
«Маркетинг - это поистине страшная сила, - сетует опытная Елена. - Его главная задача - «распотрошить» покупателя на спонтанные приобретения тонкими и хитрыми приемами выкладки, разноцветными ценниками, зеркалами, создающими эффект вала продуктов. Незаметно для себя и не сознавая, что уже попался в капкан маркетинговых уловок, человек набирает полную корзину товаров. Не только превышая бюджет на питание, но и вредя желудку».
К примеру, предлагается купить три пачки чая, одна в подарок. Так магазин повышает объем продаж, а скидка составит с каждой пачки всего 10 процентов. Вопрос - надо ли вам впрок затариваться чаем?
Экономист уверена: необходимо заниматься бюджетным планированием. Пусть и на домашнем микроуровне – точно рассчитать, сколько в месяц вы готовы тратить на питание, и не превышать планку. «У меня бюджет – девять тысяч рублей в месяц. При этом мы с семьей питаемся разнообразно: каши, рыба, овощи, супы. И никаких печенюшек с пальмовым маслом, сомнительного майонеза, готовых салатов, пакетированных сублимированных продуктов».
Дарья Мосунова поддерживает такое потребительское поведение и считает, что на ее семью из шести человек достаточно 15 тысяч рублей в месяц: «Добиваюсь экономии строгой дисциплиной. К примеру, не беру в продмаги детей, чтобы они не клянчили лишнее и вредное – сладости в яркой упаковке, за которой, как правило, кроются химические добавки. Пользуюсь дисконтными карточками. Хожу только в крупные супермаркеты: там и удешевляющих акций больше, и выбор шире».
Еще один прием для самоконтроля предлагают психологи: надо, дескать, рассчитываться наличными деньгами, а не пластиковыми карточками. Тогда ощутимее, сколько ты отдаешь. К процессу покупок «подвязываются» тактильные ощущения и как следствие – ограничения.
Держать оборону
Чего особенно стоит бояться в магазинах? Навязанных приобретений. К разряду маркетинговых манипуляций, от которых надо обороняться, относятся сверхъёмкие тележки в супермаркете, детские каталки в форме машинок (туда охотно накладывают часто ненужный товар самые маленькие и желанные для торговцев покупатели), большие коробки в проходах. Товары в них разбираются на ура: покупатели, как известно, готовы совершать импульсивные приобретения, если товар выставлен прямо на дороге.
Кроме голода, не рекомендуется брать с собой в магазины плохое настроение: расстроенный человек невольно стремится к «утешению» и набирает дорогие вкусности и сувениры.
Остерегайтесь также заторов тележек - в этих «пробках» легче всего прихватить с собой ненужное: мелкие сопутствующие товары, салфетки, соусы, приправы.
И главное - внимательно читайте ценники и чеки по итогам шопинга. Ведь часто на прилавках цена стоит одна, а чек пробит на более высокую. В таком случае необходимо обратиться к администратору и потребовать вернуть разницу. По закону о торговле магазин обязан отпустить вам товар по прейскуранту на витрине.
Фрау тоже экономит
Среди собеседников «МК» нашлись и те, кого необходимость экономить на продуктах не коснулась. К примеру, директор Красноярского краеведческого музея Валентина Ярошевская говорит, что продуктов потребляет ничтожно мало и в еде неприхотлива: «Но вот многие наши работники действительно изворачиваются, чтобы накормить семью. Некоторые ходят на работу пешком из-за подорожания общественного транспорта – через Коммунальный мост или через улицу Копылова и центр города. Понятно, что любовь к музейному делу у нас выше материальных интересов!»
Дарья Мосунова на вопрос, не стыдно ли экономить на «святом» - питании, - отвечает, что это не только не постыдно, но и мудро: «За границей, например, во Франции, Германии, да и во всей Европе, экономят так, что нам и не снилось! Считают каждый грошик, и это нормально!»
А Елена Самойлова вспомнила не менее стимулирующую европейскую сентенцию: в тучные годы фрау экономит усердно, а в голодные - еще усердней. России, кажется, придется перенимать трудный, мучительный и мудрый опыт Запада. Тучные годы, к сожалению, прошли…