«Енисей» утёк на Волгу

Подержанное имущество КЗК еще пошумит

 На территории бывшего завода комбайнов (КЗК) в центре Красноярска пусто и страшно. Краснокирпичные цеха образца середины прошлого века, полустертые таблички со странными надписями, кусты, затянувшие многолетний мусор, зияющие глазницы окон... Так сегодня выглядит гигант регионального машиностроения. Семьдесят с лишним лет назад здесь появился завод-эмигрант из Украины, на котором отливали мины, снаряды, позже изготавливали запчасти и комбайны. Последние, впрочем, было принято ругать за частые поломки. Говорят, существовало такое поверье – без ремонта продукция завода могла отработать только первые 12 часов. Байка это или неприятная реальность – никто уже толком не помнит. Но о том, что за свою историю завод выпустил около 700 тысяч сельхозмашин, которые поставлялись не только на сибирские поля, но и за пределы России, наслышано большинство красноярцев. Как и о мучительной кончине некогда орденоносного предприятия.

Подержанное имущество КЗК еще пошумит
Так сейчас выглядят цеха Красноярского завода комбайнов.

Секонд-хенд

Между тем, как гласит известный закон физики, если в одном месте убывает - в другом прибывает. В конце марта чебоксарские СМИ озарила новость: концерн «Тракторные заводы» выпустил на местной промплощадке первый комбайн. «Новая техника создается на базе известных хлеборобам моделей… красноярских комбайнов «Енисей». Тут и отличная обзорность, бортовой компьютер, кондиционер, тонированные стекла – работай, как говорится, хоть в белой рубашке», - так описывали успех в пресс-службе концерна. Там же отрапортовали, что, мол, с осени прошлого года в Чувашию прибыли 700 (!) автопоездов. Привезли они оснастку, станки, оборудование, демонтированные на красноярском комбайновом.

Понятно, что промзапустение в Красноярске – результат такого переезда. С другой стороны, это означает, что оборудование – не утиль и не металлолом, а вполне жизнеспособные активы. Что помешало провести реновацию производства в Красноярске? - в оптимистичной пресс-службе молчат. Разговор с «МК» о том, почему компания решилась на дорогостоящий переезд в другой регион, закончился требованием департамента стратегических коммуникаций направить письменный запро.

Между тем поговорить там есть с кем. В «президиуме» топ-менеджмента концерна уже два года заседает видный инноватор Андрей Вольф, ныне вице-президент по новым проектам ООО «Компания корпоративного управления «Концерн «Тракторные заводы». «МК» писал о деяниях красноярского экс-министра («МК» от 20 февраля 2013 г., «Машиностарение и вымирание»), который остался в анамнезе в качестве почетного открывателя всевозможных выставок и сетей. А в середине 2000-х Вольф работал на КЗК исполнительным директором и сулил открыть горизонты - мол, выпускаем две тысячи штук комбайнов, а скоро дойдем и до 3,5 тысяч в год. Концепция, судя по итогам, поменялась.

Грабители или капиталисты?

В краевом истеблишменте повороту в судьбе КЗК не удивлены: предсмертные судороги длились несколько лет, из 10 тысяч работников под финал прошлого года были уволены последние 600.

«Читать больно такие новости о КЗК, - возмущается депутат ЗС Красноярского края Олег Пащенко, - оставили негодную плоть, а внутренности, дорогущую начинку вывезли! Мы плохие хозяева, коль позволяем такое! Эти люди хуже, чем грабители!»

Его коллега Павел Черепанов тоже шлет Вольфу и его начальникам «сельхозпривет»: «Загубили все машиностроение в крае! Чебоксары получили новое производство, рабочие места, а мы потеряли самое главное – налогооблагаемую базу! А ведь госдолг края вырос до 52 млрд рублей! А в Курган еще в довесок к КЗК «ушел» и «Краслесмаш» (завод входил в состав «Тракторных заводов», его также возглавлял Вольф - «МК»). Сейчас 65 процентов сельхозмашин выпускает Беларусь. Если комбайновый, допустим, мешал в центре Красноярска, почему бы оборудование не перенести на площади завода тяжелых экскаваторов? Рынок есть! Мы бы могли сохранить и рабочие места, и базу, и продукцию!»

Бывший замгубернатора, председатель Союза промышленников и предпринимателей Михаил Васильев, впрочем, не спешит обвинить Вольфа - по его словам, не самого худшего руководителя. А ситуация - результат недоработок по инвестиционной привлекательности региона: «Трагедия с заводом случилась еще в середине 90-х. Когда комбайнов выпускали до двух тысяч в месяц, то это было эффективно. А когда дошли до двух тысяч в год – завод стал проблематичным. Логика в действиях «Тракторных заводов» есть, и чисто экономическая: они объединяют активы, это политика концентрации капитала. Почему нам не повезло? Это предмет анализа инвест-усилий власти. Ведь машиностроение мобильно. Это не нефте- или газодобыча, когда ты привязан к источнику недр, как говорится, самим Господом Богом. Тут нужны преференции!»

Васильев предлагает такой путь диалога: «Кто мешает депутатам пригласить на сессию Вольфа и президента концерна Михаила Болотина: спросить, чего такого не хватает городу и краю, чтобы они сюда приезжали!»

Визитка потрепалась

Депутат и председатель комитета ЗС по сельскому хозяйству Валерий Сергиенко говорит, что Болотин, может, и думал, что край поставил на колени, «утащив у нас завод», но аграрии прорвутся: «Эмоции какие-то запоздалые… Нет уже десятков заводов на карте края. Рыночная экономика! Этот завод как ларек: хочу - снесу или продам! Шесть собственников сменилось на КЗК, воровски растащили, а теперь жалеем. Город потерял рабочие места. Это серьезная потеря. Завод - это не столько оборудование, сколько интеллект, конструкторская мысль, в этом ценность. Для меня потеря КЗК – это больно, но не трагично. Сейчас под Канском начата сборка комбайнов Гомельского завода из Белоруссии».

Впрочем, считать сборку мажорной нотой в пессимистичном сценарии язык не поворачивается. Летом прошлого года на предприятии заявили о намерении собрать 70 единиц техники до конца 2013-го. Масштаб скромный, как и налоговые последствия, и количество занятых на сборочном производстве. Когда еще выйдет малое предприятие на утраченные краевые объемы – две тысячи машин ежемесячно?

Кстати, одно из интервью Андрея Вольфа образца 2007 года начиналось с заветной легенды: «Машиностроительные предприятия считаются визитной карточкой Красноярска». С тех пор многое утекло.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру