Экс-омбудсмен и «тайное общество»

Альбина Комович чем-то поможет Павлу Астахову

 На днях стало известно, что бывший уполномоченный по правам ребенка в Красноярском крае Альбина Комович теперь является общественным помощником Павла Астахова. В регионе не смогли толком объяснить, что это за должность. Как и в Москве.

Альбина Комович чем-то поможет Павлу Астахову
Рисунок: Анатолий Самарин

 На официальном портале уполномоченного по правам ребенка при президенте России сказано, что вместе с Комович удостоверения общественных помощников получили актеры Ксения Алферова, Егор Бероев, боксер Александр Поветкин, дрессировщики братья Запашные и другие известные личности. Их главная задача - гласит сообщение - «привлечение общества и специалистов в разных областях к решению проблем детей».

Потенциал медийных персон в этом смысле сомнений не вызывает. В конце марта, например, Эдгард Запашный выступил с инициативой: Росгосцирк будет помогать «особенным детям» (у которых диагностирован аутизм) в реабилитации, а также в развитии их способностей.

А какие ресурсы есть у Альбины Комович? «Альбина Дмитриевна будет заниматься вопросами, связанными с детьми-ивалидами не только в крае, но и по всей России. Это назначение - признание заслуг первого краевого детского правозащитника. Кроме того, она первоклассный специалист с огромным опытом и авторитетом, что, несомненно, послужит делу защиты прав тех, кто нуждается в такой защите больше всего», - цитируют краевые СМИ пресс-службу регионального омбудсмена.

А вот комментарии в интернете от жителей Красноярья, отреагировавших на известие о назначении. «Печальная новость. Неправильное назначение. Когда в начале 2000-х к ней массово обращались за помощью (несвоевременные выплаты в десятки раз заниженных и неправильно рассчитываемых пособий для опекаемых детей), она встала на сторону чиновничества, а не детей. И даже судебные решения, уже вступившие в законную силу, исполнялись через полтора-два года, и все с ее попустительства и согласия. Тоже мне защитница. Не детей она защищала все эти годы, а свое мягкое кресло»…

Напомним, Альбина Дмитриевна была первым и в течение 12 лет бессменным детским омбудсменом. Она занимала должность в течение двух сроков - больше закон не позволяет. В мае 2013 года полномочия истекли, но Комович продолжала исполнять обязанности (закон это разрешает до назначения нового уполномоченного), в январе 2014-го депутаты ЗС утвердили на пост кандидатуру замминистра соцполитики края Ирину Мирошникову. Через пару месяцев для Альбины Комович снова нашлась работа.

ХХХ

Правда, в чем она будет заключаться, в аппарате краевого омбудсмена не смогли ответить, послав подальше - в аппарат Павла Астахова. Пытаясь дозвониться в пресс-службу столичного ведомства, мы впустую потратили время. Все три телефона, указанные на официальном сайте уполномоченного по правам ребенка при президенте РФ, словно сговорившись, были постоянно заняты. Звоню в приемную в надежде выяснить, чем все-таки занимается общественный помощник. В телефонной трубке уверяют, что никто, кроме пресс-службы, не станет отвечать. «Но туда же невозможно дозвониться!» - раздражаюсь. «Правильно, потому что они сейчас на совещании, попробуйте позже», - слышу совет, следую ему снова и снова, и каждый раз - стена из коротких гудков.

Если представитель СМИ не может добиться от ведомства ответа на самый простой вопрос, представляю, как сложно это сделать рядовому человеку, который по пустякам вряд ли станет беспокоить - только в случае крайней необходимости, беды, случившейся с ребенком. И что услышит в ответ на мольбу о помощи? Позвоните позже, все на совещании?

Помнится, однажды при подготовке публикации потребовался комментарий первого вице-премьера правительства РФ Игоря Шувалова. Не питая иллюзий, больше для очистки совести, позвонила в его приемную. Мне тут же продиктовали сотовый телефон пресс-секретаря, а через пять минут тот охотно ответил на все вопросы. Вот и гадай теперь: то ли аппарат российского омбудсмена более важная структура, то ли более секретная? А может, просто более надуманная? Ведь по сути эта инстанция как никакая другая должна быть близка к людям, к детям, а получается, она закрыта даже для журналистов. И не в последнюю очередь, по мнению наблюдателей, озабочена политическими конъюнктурными вопросами.

Что ж, попробуем выяснить на официальном сайте, что входит в функционал общественных помощников... Тщетно. Специального раздела об этом явлении нет, как и другой толковой информации, кроме упомянутой выше: про привлечение общества к решению проблем детей.

Может быть, общественные помощники - это члены Общественного совета при аппарате Астахова? На словосочетание наткнулась случайно, листая новости, и решила узнать подробнее, что за совет такой, чем занимается? Создан, как оказалось, в сентябре 2012 года, состав – 50 человек. Цель – «стать площадкой для разрешения споров, возникающих в связи со вступлением в силу 1 сентября 2012 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Если верить сайту, ОС трижды заседал за эти полтора года (удивительно, как мало споров возникло по поводу закона). Последний раз – в декабре 2013-го. Обсуждалась Концепция информационной безопасности детей и подростков. «Уполномоченный и эксперты пришли к единому мнению, что порой ради спекулятивных целей вновь принятые законы и концепции по защите детей интерпретируются неправильно, используется разрозненная статистика. В связи с этим П. Астахов выступил с инициативой создать своего рода памятки, где будут указаны актуальные статистические показатели по основным пунктам в сфере защиты детства. Сейчас прорабатывается форма такой карточки», - сообщает сайт.

Это только мне кажется, что памятки для чиновников никакого отношения к защите детей не имеют?

ХХХ

К слову, на том же заседании поднимались и действительно важные вопросы. Например, член Общественного совета отец Дмитрий указал на проблему попрошайничества, когда взрослые люди используют для этой цели детей. Астахов пообещал тщательно проработать тему с руководством МВД России. Проработал? Неизвестно. На сайте нет об этом ничего, как и об отчетах о деятельности Общественного совета. Это к слову о прозрачности ведомств, живущих за казенный счет.

Честно говоря, раньше, когда федеральные СМИ то и дело обвиняли ведомство Астахова в демагогии и популизме, не могла представить, как эти слова можно уместить рядом с детскими бедами и проблемами, с защитой самых беззащитных. Теперь представляю…

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру