SOS по телефону

Количество детских суицидов в Красноярском крае вдвое превышает среднероссийский показатель

 Это информация из озвученного в 2013 году доклада регионального уполномоченного по правам ребенка. Новый доклад пока не увидел свет, и неизвестно, сколько подростков свели счеты с жизнью в минувшем году. В 2012-м их было 31, пять лет назад - 50.

Количество детских суицидов в Красноярском крае вдвое превышает среднероссийский показатель
Рисунок: Анатолий Самарин

 Тема суицидов доминирует в обращениях на детский телефон доверия, который начал работать три года назад на базе Краевого центра семьи и детей. По данным министерства соцполитики региона, за прошлый год сюда поступило почти 32 тысячи звонков. Это около сотни в день. Чаще всего обращаются подростки 13-17 лет.

«В основном суицидальные звонки приходятся на весну, - рассказала «МК» заведующая консультативным отделением Краевого центра семьи и детей Лидия Захарова. - Причины разные. В зоне риска депрессивные подростки - отчаявшиеся, находящиеся в состоянии грусти, тоски, на них кто-то оказывает постоянное психологическое давление, у них отсутствуют позитивные моменты в жизни. Мысли о смерти возникают чаще у детей, которые оказались свидетелями суицида знакомого или если кто-то из родителей покончил жизнь самоубийством и ребенок знает об этом. Далее - одаренные дети, считающие, что их никто не понимает, они не могут найти равного по духу собеседника, это их угнетает. И, конечно, беременные девочки. Мы работаем с чувствами ребенка. Основная цель службы детского телефона доверия – оказание экстренной психологической помощи и снятие психоэмоционального напряжения. Когда поступает звонок от несовершеннолетнего, педагог-психолог устанавливает контакт, создает доверительные отношения, активно участвует в разработке стратегии на позитивные перемены, блокирует суицидальные мысли. Совместно с абонентом они ищут моменты, за которые можно зацепиться, чтобы у ребенка появился смысл в жизни».

ХХХ

Как складывается дальнейшая судьба ребенка, в центре не знают, поскольку общение анонимное и обратной связи нет. Иная ситуация, когда поступают звонки о жестоком обращении с детьми. Звонят на детский телефон доверия соседи, родители (если муж тиран, и жена не знает, что делать), сами несовершеннолетние. В центре уточняют, мог бы абонент снять конфиденциальность. Если он соглашается, информация направляется в органы опеки, социальные центры. Там ее проверяют, и если имели место случаи жестокости, такие семьи ставят на учет, и с ними начинают работать, а в Краевой центр семьи дают ответ, чем закончилась проверка. Если абонент не решается снять конфиденциальность, ему по телефону оказывают экстренную психологическую помощь и рассказывают, куда еще обратиться, чтобы решить проблему.

При краевом центре семьи работает кризисное отделение, куда поступают дети, подвергшиеся психологическому, сексуальному и физическому насилию. Есть стационар, где с ними работают психологи, медики, юристы. В 2013 году помощь в кризисном отделении получили 66 несовершеннолетних из 13 территорий края, в том числе 38 подростков с высоким уровнем суицидального риска.

Для подростков открыто в центре и интернет-консультирование. На адрес электронной почты (pomogу-tebe@bk.ru), по словам Лидии Захаровой, приходят вопросы, в основном касающиеся отношения полов, принятия себя как личности, бывает, что с консультантами завязывается переписка. Дети делятся проблемами, потому что больше их никто не хочет услышать. «Каждый ребенок должен помнить, что он индивидуален, исключителен, он должен улыбаться, радоваться жизни, чувствовать себя нужным, потому что всегда есть люди, которые его любят. Никто не одинок», - уверена Захарова.

ХХХ

За недолгое время существования Краевой центр семьи и детей неоднократно проводил в Красноярске акции с конкурсами и призами, чтобы как можно больше горожан знали, что есть детский телефон доверия 8–800–2000 -122, где всегда готовы прийти на помощь. Очередная акция пройдет 17 мая.

Мне кажется, это не самый эффективный способ информировать население. Детский телефон доверия должен сызмальства знать каждый ребенок - наравне с телефонами «скорой», полиции, МЧС. Этот номер должен быть на каждом подъезде, в каждой школе и в детсаду. И для этого необязательно выделять деньги из бюджета. Достаточно, если каждый, кому небезразличны детские слезы, разместит этот номер в своем дворе.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру