Взятие коммуны

Как победить в жилищно-коммунальной войне

 Последние события в сфере ЖКХ вселяют стойкое убеждение: до наведения порядка, прозрачности расчетов и грамотности населения в управлении собственным жилищным фондом еще далеко. Как заявила прокуратура Сибирского федерального округа, за прошлый год и девять месяцев нынешнего органы предварительного следствия выявили более 3,3 млрд рублей ущерба в сфере ЖКХ. Возбуждено 337 уголовных дел.

А может обычный житель городской квартиры определить, не обманывает ли его УК? Сколько он переплачивает за услуги жилищников? Не оплачивает ли вовсе невыполненные работы?

Как победить в жилищно-коммунальной войне
Рисунок: Анатолий Самарин

Путь денег

Ведь из нашего же кармана ушли к оборотистым коммунальщикам миллиарды, найденные прокуратурой. И это только за полтора года. Сколько миллиардов переплачено населением с 1997-го, когда стартовала самая громкая и противоречивая реформа в стране?

Проследить путь денег в ЖКХ крайне непросто. В регионе несколько структур призваны контролировать сферу ЖКХ: министерство ЖКХ и энергетики, Роспотребнадзор, Служба строительного надзора и жилищного контроля и прокуратура Красноярского края. Обращаться с заявлениями о выявлении возможных нарушений можно в любую из этих инстанций, только путь к истине будет нелегким.

Например, в Минэнерго специально под решение задач ЖКХ создан колл-центр. Однако, как показала практика, иногда в центре отправляют заявителей в другую структуру. Меня, к примеру, с попыткой разобраться в собственной платежке за услуги ТСЖ послали в стройнадзор.

В этой службе на благо жильцов работают несколько отделов: по надзору за содержанием и эксплуатацией жилого фонда; за энергоэффективностью в жилом фонде; за организациями, управляющими многоквартирными домами; за соблюдением начисления платы за коммунальные услуги.

С чего начать?

Людей часто волнует, к примеру, вопрос: почему УК или ТСЖ не производят перерасчет по отоплению? Как рассказал нам руководитель отдела по надзору за соблюдением начисления платы за коммунальные услуги стройнадзора Евгений Жидков, на сей счет даже существует некая памятка (см. справку «МК»). Проблема в другом: каждая ресурсоснабжающая организация имеет свой тариф, поэтому выяснять цену услуг собственнику жилья придется самостоятельно. И сделать это непросто. В платежке, конечно, приведены расценки, но проверить, соответствует ли они действительности, практически невозможно. Ни на сайте администрации Красноярска, ни в Региональной энергетической комиссии края данных о тарифах для потребителей в виде удобной, простой и понятной таблицы нет. Не удивительно, что при отсутствии информации обнаружение нарушений в сфере ЖКХ остается уделом специально обученных людей - аудиторов надзорных ведомств.

А ведь речь идет не о копейках: сумма возвращенных при пересчете денег может достигать несколько тысяч на одну квартиру, хотя далеко не все УК или ТСЖ это делают.

В крае до сих пор нет единой формы платежного документа за услуги ЖКХ - только общие рекомендации. По словам Евгения Жидкова, в платежке обязательно должны быть два раздела – жилищные и коммунальные услуги. Коммунальные можно проверить, вооружившись калькулятором и расценками – либо тарифами на горячую, холодную воду и водоотведение, либо нормативами для ЖКХ в каждом населенном пункте края. А вот такие расходы, как содержание лифта, охрана, благоустройство остаются на совести работников ЖКХ. Они могут заключать договоры на оказание услуг фактически с любой организацией и по любым ценам. И проверить истинную сумму затрат довольно сложно.

Для этого, советуют в стройнадзоре, надо обратиться с письменным запросом в свою жилищную организацию. Если ответа не последует или будет простая отписка, необходимо обращаться в контролирующие структуры.

Смена хозяина

Еще один злободневный вопрос - как поменять управляющую компанию или руководителей ТСЖ. По словам пресс-секретаря минэнерго Веры Раззореновой, рекомендации - как юридически грамотно провести собрание собственников жилья - есть, но на практике можно столкнуться с многолетними тяжбами. Бывает, руководители ТСЖ отказываются передавать договоры с ресурсоснабжающими организациями, полномочия, ключи от помещения и печати. Тогда могут быть возбуждены уголовные дела, привлечена служба судебных приставов.

Несмотря на все усилия властей повысить прозрачность работы УК и ТСЖ (в прошлом году появились рейтинги УК, на подходе - ТСЖ), люди остаются несведущими в плане правомерности действий собственных жилищных организаций. Сводки рейтингов малоинформативны. Вместо их составления краевым властям и муниципалитетам следовало бы действительно сделать более прозрачной деятельность компаний: показать тарифы монополий, зарплаты сотрудников, стоимость каждого договора и всех дополнительных услуг. А рейтинги ЖКХ - лишь попытка создать видимость прозрачности. Ну и что, если моя УК, к примеру, болтается в хвосте рейтинга? Ведь перейти в другую практически нереально – для этого требуется согласие не менее двух третей жителей дома. Добиться согласованности в многотысячном доме трудно. И ни одна инструкция этому не поможет. А ведь именно факторы «несменяемости» и выборочности контроля позволяют недобросовестным управленцам в сфере ЖКХ совершать крупномасштабные хищения, о которых становится известно от сотрудников прокуратуры.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру