Врачебная ошибка стала системной

Медицина Красноярского края диссонирует с идеей электронного правительства

 Извините, Ваша амбулаторная карта не найдена. Возможно, была допущена ошибка при вводе номера полиса ОМС или паспорта. Проверьте данные и повторите ввод. Вместо паспорта может быть использован любой документ, удостоверяющий личность. Для устранения ошибки необходимо сверить Ваши данные, обратившись в регистратуру медорганизации.

Медицина Красноярского края диссонирует с идеей электронного правительства
Рисунок: Анатолий Самарин

 Такое уведомление появилось на моем компьютере в тот самый момент, когда я решила воспользоваться прогрессивными технологиями. Оказалось, что регистратор в поликлинике просто вовремя не внесла в систему мои данные: номер полиса и паспорт. Впереди замаячила перспектива утренней очереди в лечебницу за картонными талончиками.

Но я хорошо помню: еще год назад краевое министерство здравоохранения оповестило население о том, что в 249 амбулаторно-поликлинических учреждениях здравоохранения, включая филиалы, будет доступна запись через интернет. Система должна была работать как часы: «Факт записи гражданина на прием отобразится на рабочих местах регистраторов и других сотрудников организации, а работник регистратуры своевременно принесет карту и талон пациента в кабинет врача». Алгоритм вроде бы ясный, намерения благие. А на деле - сплошные «овраги».

Как я выяснила, единый регламент работы веб-регистратуры хоть и создан, но в самом общем виде. Начальник Красноярского краевого медицинского информационно-аналитического центра (при минздраве) Сергей Евминенко говорит, что в прошлом году на создание системы потрачено 1,5 млн рублей: «Конкурс выиграло красноярское ООО «ТОРИНС», они явились и разработчиками, и техническими эксплуатантами проекта регистратуры онлайн. В регламенте прописаны общие правила работы в системе сотрудников медучреждений. Но функционал по предоставлению услуг в регистратуре отдан на усмотрение руководителей клиник».

На практике происходит так. К примеру, в поликлинике работают восемь врачей, каждый из них ведет прием в течение пяти часов. Но через интернет к ним можно записаться не в любое время, а на то, которое определит главврач. В красноярской стоматологии № 7 записаться через интернет ко всем (!) стоматологам-терапевтам можно только на 18 часов. И только на две недели вперед. Чем обусловлен такой усеченный сервис? Почему проект информатизации, «открытого», «единого», «инновационного» прорыва до сих пор натыкается на спорные инициативы исполнителей?

Евминенко считает, что проект нуждается в дальнейшем развитии. Но это и так очевидно. По моему мнению неудачного пользователя веб-регистратуры, в ней не хватает как минимум двух компонентов: персональной ответственности медиков за ведение базы данных и главврачей за «минимизацию» возможностей сервиса.

Директор ООО «ТОРИНС» Владимир Пушкарев, разработчик программного комплекса «Веб-регистратура», говорит «МК», что проект заказывали не медики, а управление информатизации и связи городской администрации: «Главные врачи больниц сами решили предоставлять возможность записи на прием к врачу в двухнедельный интервал. Основной их страх перед системой – пациенты запишутся, но не придут. Мы проводили исследование: сравнивали, сколько красноярцев планировали визит в клинику через интернет и сколько приходили, что называется, пешком за талончиком. Так вот, доля не пришедших абсолютно идентична в обеих группах. Повысить уровень доступности записи к врачам через интернет может более детальный регламент для всех участников проекта. Во-первых, должен быть обозначен четкий срок для введения данных о полисе и паспорте прикрепленного пациента клиники. Во-вторых, система позволяет оценивать и уровень востребованности врачей, составлять их рейтинги, влиять на потоки пациентов, но такой сервис пока в поликлиниках не востребован».

Среди жителей Красноярска запись онлайн не особо популярна. Как утверждает Евминенко, в 2012 году сервисом воспользовались 86 тысяч человек, а за восемь месяцев 2013-го количество «электронных пациентов» превысило 212 тысяч. Вопрос, видимо, в том, сколько было тех, кто хотел прийти в поликлиники, женские консультации, центры здоровья, минуя тягомотные процедуры получения талончиков, но так и не осилил барьеры? Развитие широко рекламируемого сервиса наталкивается на неопределенность и незаинтересованность в IT-решениях самих медиков. Остается открытым вопрос: почему?

Главный врач упомянутой городской стоматологии № 7 Алексей Нагорнов уверил «МК», что ограничения для записи в веб-регистратуру сделано для удобства самих же пациентов, прежде всего пожилого возраста – они же не умеют пользоваться интернетом! «Мы выделили время только на 18 часов, поскольку это может быть удобно работающим людям. А основная масса - пенсионеры. Они ко мне придут, что я им, откажу в приеме, если через интернет все очереди будут заняты? Я бы вообще обошелся без веб-ресурса - достаточно телефонных звонков и талонов».

Можно ли при таких подходах стремиться сделать веб-ресурсы медицины всеохватными, или сначала надо убедить собственные кадры в необходимости и неизбежности перемен?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру