Инвестиционный потенциал
Высокие урожаи рапса и стратегическое расположение края вблизи ключевых потребителей переработки сделали его привлекательным для инвесторов. В мае 2023 года была презентована первая значимая инвестиция в переработку рапса в Назарово от группы компаний «Легендагро». Проект обещал не только современное маслоэкстракционное производство, но и создание более 350 рабочих мест с инвестициями свыше 8,5 млрд рублей. Планируемая мощность завода — 330 тыс. т сырья в год, планируемое производство — более 140 тыс. т гидратированного рапсового масла, 180 тыс. т шрота и 2 тыс. т лецитина. Запуск предприятия планировался на 2025 год, но надежды на реализацию быстро начали угасать. Столкнувшись с проблемами подключения к электричеству и железной дороге, проект застрял на этапе проектирования, что вызывает растерянность среди общественности и бизнес-сообщества. Оптимизм, который создавался вокруг завода, сменился разочарованием. Чиновники, вместо содействия проекту, фактически препятствуют движению и развитию, выставляя множество бюрократических барьеров.
Зловещее задействие бюрократии
Не лучший сценарий складывается и для другого проекта – завода по производству рапсового масла в Ачинске. Хотя завод уже построен, его запуск затянулся на целый год из-за отказа местной мэрии в выдаче разрешительных документов. Мэр города Игорь Титенков, по нашему мнению, активно противодействует запуску завода. Работники завода, озабоченные такими действиями местных чиновников, даже написали открытое письмо губернатору Красноярского края в надежде найти взаимопонимание с властями. На площадке в Ачинске побывали представители краевой администрации – зам. министра по экологии, министр сельского хозяйства и председатель Правительства Красноярского края. Однако до сегодняшнего дня вопрос запуска завода висит в воздухе, а трудяги сидят без зарплаты.
Ситуацию так же усугубляет еще одно событие: новый завод по переработке рапса в Ужуре сгорел почти сразу после открытия. По данным МЧС, выгорели 200 квадратных метров, тушили огонь 20 человек и пять машин. В КрасЖД уточнили, что для тушения привлекали пожарный поезд.
Эти случаи поднимают серьезные вопросы о надежности управления и возможности осуществления крупных инвестиционных проектов в Красноярском крае в условиях административного давления и бездействия. Инвесторы, стремящиеся внести свой вклад в экономику края, сталкиваются с бюрократическими барьерами и полным отсутствием помощи со стороны власти. Вместо необходимой поддержки местных проектов по переработке рапса чиновники края выступают с инициативой снятия для региона экспортной пошлины на вывоз сырья. Это, по мнению переработчиков, одна из мер, которая окончательно уничтожит все зачатки переработки и вернёт экспорт к сырьевой модели. Переработчики региона, напротив, уверены, что текущие меры госрегулирования экспорта (30% пошлина) в отношении рапса стимулируют увеличение объемов переработки в регионе и поддерживают стабильность краевых переработчиков. Письмо с выражением благодарности такому ряду мер в адрес министра сельского хозяйства РФ подписали представители отрасли - ООО «РАПС», ООО «Енисей» и другие.
Так кто же виноват в неудачах, преследующих перспективные проекты по переработке рапса? Является ли это следствием некомпетентности чиновников, недальновидности руководства, или же отражает системные проблемы в регионе?
В поисках решения
Перспективы для урожая рапса кажутся многообещающими, но реальность подчеркивает, что одних лишь богатых земель и растущего спроса недостаточно для успешной реализации проектов. Важным аспектом является надежная поддержка со стороны властей и создание условий для ведения бизнеса. Так, за последние несколько лет, в соседних регионах, в отличие от Красноярского края, запущены новые производства по переработке рапса. Количество новых заводов впечатляет - порядка 10 заводов в Омской обрасти, 20 введенных в эксплуатацию заводов в Новосибирской области, не говоря уже об Алтайском крае, там запущено около 70 новых заводов по переработке масличных культур. При отсутствии своей переработки весь красноярский рапс, вместе с доходами, утекают в развивающие отрасль соседние регионы.
Если Красноярский край стремится сохранить свои позиции среди лидеров производства рапса, ему понадобится не только богатство земли, но и умение работать с инвесторами, обеспечивая им всевозможную поддержку. В противном случае, экономические возможности будут теряться, а "рапсовое проклятие" будет продолжать преследовать край.