Большинство красноярцев (95%) признались, что покупали вещи, которыми потом потом не пользовались. Причем 44% периодически продолжают совершать такие покупки, и чаще женщины, чем мужчины (49% против 36%). Из них 5% ответили, что очень часто сталкиваются с такой ситуацией — в основном это молодежь в возрасте 18-24 и 25-34 лет (12%).
Совершить необдуманную покупку большинство вынуждают скидки и акции (44%), а также личное эмоциональное состояние (44%), будь то какое-то радостное событие или, наоборот, стресс. Последнему больше подвержены женщины, чем мужчины (49% против 39%). Любопытно, что близкие провоцируют на импульсивный шопинг чаще, чем лидеры мнений: 18% побуждают рекомендации друзей, знакомых или членов семьи, а 8% — отзывы блогеров. Также некоторые признаются, что на ненужную вещь их могут уговорить продавцы-консультанты.
Чаще всего становятся ненужными сразу после покупки домашний декор (37%), вроде декоративных подушек и подсвечников, одежда и обувь (26%), а также гаджеты для красоты и здоровья (19%) — массажеры, эпиляторы и так далее. У мужчин в этот список чаще попадают книги и журналы, бытовые гаджеты и электроника, а у женщин — спортивные товары и косметика. Помимо прочего, для некоторых опрошенных оказались ненужными игрушки, товары для хобби, стройматериалы, лекарства.
Четверть (28%) жителей Красноярска столкнулись с такой ситуацией при покупке кухонных гаджетов. Так, у 38% на кухне стоит ненужная мультиварка. В перечень самых бесполезных по мнению респондентов кухонных устройств также вошли соковыжималка, вафельница, блендер и йогуртница. Такие товары пользуются высоким спросом на Авито. Так, мультиварки на платформе в среднем продают за 1 500 рублей, соковыжималки — за 2 400 рублей, вафельницы — за 2 600 рублей. Блендер «с рук» можно продать в среднем за 2 400 рублей, а йогуртницу — за 1 600.
Ненужные вещи 40% респондентов просто не трогают их и оставляют на своем месте. 38% убирают в шкаф и забывают об этом, а 32% предпочитают продавать или отдавать такое знакомым. 32% продают или отдают такие вещи на онлайн-площадках. Причем так чаще всего поступает молодежь в возрасте 18-24 и 25-34 лет (29% и 32% соответственно), а также москвичи (32%), жители Санкт-Петербурга (34%) и городов миллионников (34%).
В основном (41%) опрошенные считают, что потратили на ненужные вещи в общей сложности не более 5 000 рублей. По мнению 25%, на такие покупки ушло до 10 000 рублей, а 22% считают, что еще больше.