Жена не брала трубку
Александр возвращался с работы домой на Щорса, 93. С самого утра ему не удалось даже парой слов перекинуться с молодой женой Ксенией - когда мужчина уходил на работу, супруга и двухлетняя дочь спали. Во время перерыва он позвонил Ксюше, но та не брала трубку.
Когда Александру никто не открыл, он решил воспользоваться своим ключом. Войдя в квартиру, он увидел шокирующее зрелище. Вся квартира была залита водой. В санузле журчали струи, туда мужчина и направился. Вся сантехника была расколочена, потоки из труб заполонили все. Перекрыв воду, красноярец в ужасе увидел, что его жена и дочь лежат на полу. А в это время 75-летний Иван Митрофанович, дед Ксении, спокойно стоял у холодильника и на вопрос, что тот натворил, ответил чуть ли не с маниакальных хладнокровием – убил.
«Муж погибшей женщины и отец убитого ребенка выбежал из квартиры и встретил по дороге соседей. С телефона женщины из квартиры №2 вызвал полицию. Сообщил о случившемся. Прибывшие сотрудники забрали Михайловского Ивана Митрофановича. Обстоятельства преступления мужчине неизвестны».
Заветные бумаги
Эти обстоятельства раскрыл сам Иван Митрофанович. Судя по материалам дела, на допросе он рассказывал все, как есть. Просматривая короткий фрагмент его допроса на официальном ресурсе СК, удивляешься его спокойному ответу на вопрос о признании вины: «Да, конечно». Ответ был таким, будто спрашивали, обедал ли он сегодня или принимал ли таблетки. А когда его знакомили с результатами экспертизы, отказался изучать материалы, заявив, что убитые им родственницы живы.
Иван Митрофанович «свалился» на голову семьи М. внезапно. Журналисты выяснили, что поругался с сожительницей – своей официальной семьи у Михайловского не было. В феврале он поселился у внучки. Александр рассказал следователям, что конфликтов ни с внучкой, ни с ее мужем у пенсионера не было.
Но незадолго до ужасных событий у деда Ивана все чаще стала возникать одна мысль. И она не давала ему покоя. Дело в том, что безработный, живущий на пенсию пожилой человек владел дачей под Красноярском. Участок в СНТ «Родничок-1» не давал ему покоя. А точнее – перспектива его продажи. 7 июня дедушка решил провести ревизию документов. Он хранил паспорт, ветеранское удостоверение, документы социального найма по месту регистрации, документы о праве собственности на дачный участок в сумке. В тот день их там он не обнаружил. Разъяренный старик набросился на 29-летнюю Ксению и стал требовать отдать бумаги. Оказалось, он беспокоился, что кто-то украдет документы на дачу, и тогда всем его планам придет конец. При этом никаких планов на его имущество у родственников не было. Но попробуй это объяснить разъяренному старому человеку да еще и с диагнозом. Да, пожалуй, понятно, каким, раз его позднее признают невменяемым. Словесный конфликт ничего не дал. Но Иван Митрофанович уже не сомневался – его внучка хочет похитить его дачу.
«Он разозлился на отказ вернуть документы, сходил на кухню и взял два ножа, находившихся в выдвижном ящике тумбы кухонного гарнитура», - констатировали в следственном ведомстве.
Детали кровавого буйства обезумевшего старика, по-другому его сложно назвать, описывать просто больно. Страшно представить последние мгновения жизней матери и дочки. Малышка от одного из ударов даже отлетела к стене. Прадед не пожалел и ее. Чем провинилась в его понимании двухлетняя малышка он объяснить не смог. Ясно одно – Михайловский не отдавал себе отчет в происходящем и своих действиях. Это отражено и в материалах дела, даже неоднократно упоминается. Что уж говорить, его дальнейшие действия кажутся еще более странными.
«После совершенного преступления находился в квартире, он вырвал раковину и шланги от труб, разбил кафель в ванной, чтобы привлечь внимание соседей и его услышали, так как он убил родных», - пояснили в Следкоме.
Жуткий пример тревожной тенденции
Выяснение обстоятельств трагедии проходило под контролем председателя СК РФ Александра Бастрыкина. В августе в рамках расследования уголовного дела была проведения психолого-психиатрическая экспертиза. Она подтвердила, что пенсионер страдал психическим расстройством и довольно давно. Но почему-то никто из близких не забил тревогу. Может, из жалости, из-за понимания, что выявленный диагноз для человека в таком возрасте – билет в один конец. Может, было не до этого. Остается лишь предполагать, что было бы, если бы Михайловского обследовали и начали лечить раньше.
Росстат не раз включал Красноярский край в топы лидеров по числу психических заболеваний. Большой процент среди пациентов психиатров – дети и молодежь. По данным 2021 года, регион входил в пятерку по стране по количеству психически больных на 100 тысяч населения, с абсолютным числом 113,301 пациентов. Отмечалась тенденция к росту. Край демонстрирует высокие показатели по таким психическим расстройствам, как шизофрения, депрессия, биполярные расстройства и неврозы.
Медики объясняют, что фактическое число психически больных в Красноярском крае и других регионах может быть гораздо выше. Просто многие боятся обращаться за своевременной помощью, так как это чревато проблемами в разных сферах жизни и общественным порицанием. Увы, история Ивана Михайловского показывает, что обращаться к врачам нужно как можно скорее и не забывать о профилактике.