Индига, Чёшская губа, полуостров Канин... Географические объекты проносятся мимо со скоростью смены вахт. В начале морского этапа путешественники пытались идти в зоне видимости суши, но вскоре отказались от этой затеи. Берега в Арктике чаще всего мелководные и уже в 2-3 километрах от них из-за перепада глубин начинает подниматься короткая, но высокая волна. При этом, чуть дальше в море, эти же волны превращаются в плавные валы, на которых судно едва-едва покачивается.
Тяжёлый путь в Шойну
На стоянке возле Канина, получили прогноз: открылось 12-часовое «окно», за время которого можно было попробовать дойти до следующего убежища – бухты возле посёлка Шойна. Чтобы «привал» не растянулся на неделю – решили рискнуть.
В Шойну, чувствуя за кормой усиливающуюся непогоду, влетали как ошпаренные. И... промахнулись мимо судового хода, который проходит впритирку к южному берегу. Мы же пошли прямо по центру русла. Ощущения были, как с попаданием в кипящий котел, в который исполинский кулинар доливает воду.
Мотор ревел во всю мощь, вокруг рушились и вновь вздымались волны, а катамаран, поймав неустойчивое равновесие, мчался вперёд. В этой смеси воды и воздуха тяга моментально пропала и потерявшее скорость судно, оказалось беззащитно перед ударом следующей волны. Которая, набрав скорость, играючи выкинула на поверхность ногу мотора и поставила судно боком. Хорошо, хоть, не было скал! Впереди расстилалась спокойная бухта, по которой курсировали любопытные нерпы.
Умиротворенные такой картиной, участники экспедиции потеряли бдительность и сели на мель в каких-то 100а метрах от первых домов Шойны. Приплыли! А тут, еще и вода начала убывать с подозрительной оперативностью, а затем появилась песчаная коса. Вновь, как в Тобседе, пришлось лезть в гидрокостюмы и выталкиваться руками. Когда катамаран был выведен на глубокую воду, сзади из воды вздымался уже целый остров.
Береговая жизнь
Стоянка ожидалась трёхдневная, поэтому знакомство с Шойной отложили до лучших времен и занялись бытом. Утвердив катамаран на земле, расставили палатки и организовали из металлолома, защищенное от ветра костровище.
Жизнь в посёлке – непрерывное сопротивление стихии. Если в Варандее силы природы представлены наступающим на сушу морем, то здесь люди борются с песками. Кругом лежат настоящие барханы, а на побережье из песка торчат остатки домов, заметённые по самую крышу. В глубине посёлка его уровень доходит до окон первого этажа, но, очевидно, чистится жителями. Ходить по такой поверхности сложно – вязнут ноги. По той же причине здесь практически нет обычных автомобилей. Самый распространенный транспорт – квадроциклы, машины на шинах низкого давления, в основном мелкосерийного производства на агрегатах ВАЗ и УАЗ.
Существование посёлка напрямую завязано на поставки из Мезени – населённого пункта в 280 км от Шойны. Оттуда раз в неделю приходит баркас с продуктами, топливом и даже бытовой техникой по заказу.
Для команды сложная логистика Шойны обернулась проблемой с пополнением запасов бензина. Заправленные в Амдерме канистры показывали дно, а впереди предстояли переходы против встречного южного ветра в знаменитом своими течениями горле Белого моря. В общем, бензин был нужен как воздух, а в Шойне этого воздуха не было.
Сложности возникли и с магазинами. В отличие от Амдермы, где есть терминалы оплаты, здесь расчёт с продавцами безналом, осуществляется прямым переводом с карты на карту через мобильный банк. Но чтобы этим воспользоваться, нужен Интернет. А его не было. При этом, здесь развернута WiFi-сеть под эгидой госпрограммы с оригинальным названием «Ликвидация цифрового неравенства».
Но, вот незадача – страница регистрации этой сети в Шойне отказалась открываться под предлогом просроченных сертификатов безопасности. Из столь неловкого положения вышли воспользовавшись интернетом в местном центре предоставления госуслуг, базирующемся в крошечном контейнере на прицепе. Деньги перекинули на большую землю, откуда уже по нашему запросу их переводили в качестве оплаты шойнинским предпринимателям.
Отдельного упоминания заслуживает процедура попадания в один из поселковых магазинов, расположенный в частном доме. На крыльце покупателей встречал здоровенный мохнатый пёс, пресекающий любые попытки попасть внутрь. Оказалось, пушистый «Цербер» приучен к специальному паролю: «Барон-Барон» и собака отходит в сторону. Почему её кличку нужно повторять именно дважды, история умалчивает.
Здесь участники экспедиции отметили свой праздник. Самому молодому участнику, Владу, исполнилось 22 года. Проявив фантазию, создали радостную атмосферу: именинника будили с блинным тортом, заправленным сгущёнкой и подарком от полярников с Оленьего – консервированными персиками.
Каждый день, в Шойне был короче предыдущего. Ночь вступила в свои права и на небе, наконец, засияли яркие звезды. А вместе с ними, холода принесли северное сияние. Световые пятна непрерывно кочевали по всему небосводу, исчезая, чтобы снова вспыхнуть ярче прежнего...
Опять сложности
Из Шойны уходили в посёлок Кия: удалось договориться о приобретении там 50 литров бензина. Добрались за три часа. Но следующее погодное «окно» ожидалось только через день, поэтому судно подготовили к стоянке. Но, как выяснилось – плоховато...
«Утро началось тревожно. По палатке барабанил дождь, гудел ветер, по судну била волна. Там, где ещё вечером была суша, теперь гуляла вода. Катамаран вытягивали ещё два раза, чуть не упустив в воду насос и потеряв-таки ручку от лебедки. Придётся вновь проявлять изобретательность и найти ей замену. Хотя оставалась надежда, что потребуется она только в Архангельске – впереди ожидались три дня ходовой погоды», – рассказали участники заполярного тура.
Что ж, продолжение следует…