МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Красноярск

В путешествии по Шарыповскому району

В пресс-туре по загадочному краю

"У горы Парбанах", Фото Бориса Бармина

Нет такого места на земле, где молва интересным красотам природы не приписывала бы какие-либо легенды. Не исключение и Шарыповский район нашего края. По этой древней земле в разные столетия прошли народы хакасов, скифов, тюрков и многих других, о существовании которых остались лишь изменённые названия местных рек, озёр и гор. А порой загадочные петроглифы с нечитаемыми рунами. Из глубины веков остались в памяти людской сказания о шаманах, повелевавших змеями, небесных девах и влюблённых, готовых сложить голову друг за друга…

У кого-то эти мифы могут вызвать разве что ироническую улыбку, но учёные относятся к преданиям очень серьёзно. Не исключено, что каждая из легенд является вполне реальным историческим фактом, оставшимся в народной памяти. Во время путешествия красноярских журналистов по шарыповской земле, о котором «МК» уже писал в прошлом номере, краевед Александр Комисаренко много рассказал о топонимике здешних мест.

Дева-предвестница

Мифы и легенды в наши дни каким-то непостижимым образом соединяют то, что было с тем, чего не было. Наверное, так оживает прошлое. Впрочем, не стоит думать, что легенды и предания – это отзвуки давно минувших дней. У каких-то народов былины воплощались в мастерстве ремесленников, у других – в творчестве. Это история, которую следует помнить и знать.

Фото Бориса Бармина

Именно поэтому в Шарыповском районе в этом году появился новый туристический маршрут, пролегающий через село Малое Озеро к Жёлтым горам. Он, на основе местных легенд, так и называется: «У подножия горы Парбанах». Его обустроили местные школьники и сельчане.

Они представили журналистам интересную программу у горы Парбанах. По преданию, это имя носила дочь шамана, обладавшая даром целительницы, которая должна была выйти замуж за представителя знатного клана. Девушку по-русски называли Варварой, но её имя с хакасского – Парбанах – можно перевести как «госпожа стана». Поэтому она должна была вести себя подобающе.

Но молодая шаманка влюбилась в простого юношу и захотела связать с ним свою судьбу. Она не хотела просто сбежать с любимым, а решила попросить благословения у духов. Как гласит предание, ночью отправилась на священную гору, чтобы провести камлание, задобрить духов и выпросить милости у судьбы. Но женщине нельзя было говорить с духами воздуха, и они её покарали – шаманка разбилась у подножия горы.

Так ли это было на самом деле, история умалчивает. Может быть, непокорную девушку мужчины рода догнали и сбросили со скалы. Может быть, когда бежала к любимому, сама оступилась и разбилась. За прошедший век много воды утекло, и трудно судить, где правда, а где вымысел. Но вот что удивительно: девушка стала защитницей местных жителей. К этой горе ходят с надеждой на исцеление, приходят загадать желание и привязать к священной берёзе у подножия горы чаламу – ленточки  белого, красного, синего цветов.

Цвет белой ленточки означает чистоту дел, преданность. Красной – символ солнца, тепла и достатка, а синяя ленточка – это символ чистого неба, мира и согласия.

С тех пор гора носит имя девушки – Парбанах. Говорят, что перед трудными временами в этой долине у горы раздаётся тяжкий женский вздох, предвестник беды. В последний раз его слышали накануне Великой Отечественной войны, в 1941 году.

Всем миром

Школьники из Малоозёрской школы показали журналистам театрализованное действие легенды о шаманке, о трагической судьбе влюблённых. Они танцевали и пели, читали стихи, а главную роль Парбанах исполняла девушка из рода толмача-бухарятина Щеголака.

Фото Бориса Бармина

Местные жители провели церемонию награждения именными грамотами основателя династии этого рода. Потомки отовсюду приехали на праздник. Некоторые и сегодня, через 400 лет, носят фамилию Щеголаковых, а другие давно ассимилировались и стали уже европейцами. Но все они роднятся и дружат поныне, рассказала, вручая грамоты, Людмила Васильевна Панинаева. Совсем скоро, в августе, многие из них соберутся у неё дома – чтобы с почётом проводить женщину на заслуженный отдых.

Взрослые малоозёрцы преподали всем замечательный урок истории и традиций. Удивительно, но они до сих пор 22 июня в память о погибших на войне проводят трогательную церемонию. Рано утром с зажжёнными свечами выходят за околицу к памятнику павшим в боях односельчанам. Отсюда когда-то в последний раз посмотрели на родное село уходившие на фронт защитники Родины. Об этом журналистам рассказала малоозёрская учительница Людмила Донскова.

Фото Бориса Бармина

А затем месте с другими гостями праздника за длинным-длинным столом сельчане накормили нас разносолами – ухой, бараниной, сыром и брынзой собственного приготовления... Были здесь и национальные блюда, такие как талган – хакасское блюдо из перетёртого зерна с мёдом, которое и питательное, и практически не портится.

Конечно все желающие смогли взобраться на гору Парбанах и пройтись по ней к обустроенной площадке со скамеечками. Отсюда открывается потрясающий вид на горные дали, озеро, речушки и долину к медным рудникам – знаменитым Жёлтым скалам в урочище Разлив. Впрочем, как рассказал наш экскурсовод по шарыповской земле Александр Комисаренко, эту долину первый енисейский губернатор Александр Степанов называл Лобановой падью.

В завершение празднества всем раздали чалому, и малоозёрцы с гостями повязали у треноги желаний на священной берёзе ленточки, обходя дерево трижды со словами:

На белую грудь твою –

Белые чалома!

Всемогущему небу –

Синие чалома!

Пламенеющему солнцу –

Красные чалома!

Теперь площадка у горы Парбанах стала ещё одной брендовой точкой района и обязательно привлечёт к себе путешественников.

Паломничество туристов

Далее пресс-тур отправился к изваянию времён Окуневской культуры – священному менгиру, у которого для журналистов Александр Комисаренко провёл настоящий обряд, задабривая духов дымом трав чабреца. Этот камень, на котором письмена и рисунки еле видны, пытались уничтожить во времена Тагарской культуры. Но памятник уцелел и дожил до наших дней. Восстановил его педагог и учёный Сергей Краснолуцкий – отыскавший более 200 неизвестных ранее памятников древней истории. Теперь возле этого изваяния проходят обряды, бездетные люди просят древнего бога о продлении своего рода. Говорят, он помогает.

Фото Бориса Бармина

Мы тоже приложили свои ладони к камню: женщины с северной стороны, а мужчины – с южной. Каждый «покормил» бога чем мог и попросил у него что-то для себя и своих близких. А потом обошли изваяние трижды единым хороводом, вздымая руки вверх, к духам и космосу.

Были и другие священные камни, возле которых журналисты завязывали с пожеланиями чалому, рассматривали на изваяниях загадочные знаки былых эпох. Среди них и каменный истукан Тигер Тас Обаа (в честь Малого озера – Тигерголь).

Наш экскурсовод рассказывал, что в этих краях прошло немало научных экспедиций. Так, 295 лет назад изучал эти земли немец Даниил Готлитб Мессершмидт, в честь этого события в районе установлена памятная стела. А Семён Ремезов описывал «Большой всей Сибири чертёж». Изучал историю здешних мест и основатель Минусинского краеведческого музея Николай Мартьянов, а 130 лет назад побывала экспедиция финна Йоханнеса Рейнхольда Аспелина. И совсем недавно, в 1977 году, работала Сибирская археологическая экспедиция АН СССР под руководством Глеба Максименко.

Хребет Каратаг

Отроги Каратага возвышаются над Большим озером. В прошлые века на горе, откуда хорошо просматриваются местные просторы, была крепость и находился культовый центр. Об этом свидетельствуют письмена на каменных выступах. Эту Чёрную гору (так переводится на русский язык тюркское название Кара-Таг) аборигены ещё называли Хараджентаг – Сторожевая гора. Оно и понятно – дали с вершины просматриваются отлично. Не говоря уже о Саройской степи, протянувшейся от села Парная до деревни Костино республики Хакасия.

Огромные скальные образования будто выползают из недр Каратага, словно когда-то вывороченного непонятным взрывом. А теперь эти каменные террасы, которые порой именуют мегалитами, местами буквально нависают над пропастью.

Фото Бориса Бармина

Село Парная – родина Комисаренко. По его словам, название, возможно, произошло от сочетания двух слов – пар нанэ, которые можно перевести как «иди и вернись». А может быть, имеет отношение к волкам, которые здесь водились: парна-варна. Есть и другая версия: возможно, корни у слова иранского происхождения «парны», которое переводится как «благоденствующие». Ведь не просто так Большое озеро называют также Божьим.

Краевед рассказал участникам пресс-тура, что на этой земле насчитывается огромное количество археологических памятников, курганов, менгиров. Многие из них ещё ждут своих исследователей. Не исключено, что найдутся следы древних поселений и крепостей.

Вот уже несколько лет возле Каратага проходит одноимённый фестиваль «Каратаг у Большой воды».

Фото Бориса Бармина

Он постепенно становится всё более интересным: для выступления на его сцене приезжают творческие коллективы со всего Шарыповского района. А их здесь немало. Не случайно глава района Геннадий Качаев одной из задач ставил ремонт деревенских домов культуры наряду с ремонтом школ и ФАПов. И это уже даёт свои плоды. На фестивальную поляну приезжают коллективы и гости из соседних районов и даже регионов. Здесь весело и интересно.

Фото Бориса Бармина

Во время пресс-тура, кроме фестиваля, мы побывали на мараловедческой ферме, посетили часовню Св. Пантелеимона «Всех скорбящих радость», увидели школу, где в годы Гражданской войны 1920-х годов находился штаб будущего писателя Аркадия Голикова (Гайдара), зашли в храм Св. Николая Чудотворца, побывали на открытии регаты и побеседовали с главой района.

Это действительно удивительная земля. Она ещё хранит свои тайны и загадки. Здесь очень рады гостям, которых встречают приветливо. Несколько лет назад на реке Чулым в здешних местах учёные расшифровали руническую надпись: «О, страна моя, Итиль, вечно процветай!». Так пусть эти края действительно процветают.

Фото Бориса Бармина

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах