МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Красноярск

Красноярские эксперты рассказали о нарушениях в госзакупках

По итогам 2015 года аналитики подсчитали: потери государства от госзакупок по завышенным ценам превысили 247 млрд рублей.

По итогам 2015 года аналитики подсчитали: потери государства от госзакупок по завышенным ценам превысили 247 млрд рублей. И хотя эта астрономическая сумма меньше уровня 2014-го на 11%, внимание общественности и надзорных органов приковано к этой тонкой и явно криминогенной сфере. Результаты 2016 года пока подводить рано, хотя подробности, как некоторые «химичили» с бюджетными средствами, «МК» стали известны.

Точные цифры финансовых потерь ещё предстоит оценить и правоохранительным органам. По меньшей мере, 18 актов проверок закупок аудиторы Счётной палаты края отправили правоохранителям на дальнейшее рассмотрение.

А у вас транспарентность понизилась

Как оценивается прозрачность расходования государственных денег через тендеры, рассказали организаторы федерального проекта «Национальный рейтинг прозрачности закупок». Его составляют эксперты независимого исследовательского центра, специализирующегося в области анализа гос- и корпоративных закупок по пяти показателям прозрачности: «Гарантированная», «Высокая». «Средняя», «Базовая» и «Низкая».

Красноярский край и столица региона во второй половине 2015-го и первом полугодии 2016-го просели в своих группах. Впрочем, как и все территории и муниципалитеты страны. Если в начале 2015 года край был на уровне «Средняя прозрачность» с 3727 баллами, то в 2016-м опустился до «Базовой прозрачности» с оценкой 3207 баллов.

Краевой центр тоже не порадовал аналитиков: оставаясь в одной группе два года подряд («Базовая прозрачность»), в 2016-м Красноярск «потерял» более 200 баллов и набрал только 3179 очков.

На линии «Фронта»

В чём конкретно «провинился» регион вкупе с «закупаторами», «МК» расспросил экспертов из краевого отделения Общероссийского народного фронта. Как известно, одна из рабочих групп ОНФ занимается анализом госзакупок. Среди тех, кто помогает общественникам, – добровольцы. Кстати, им стать может любой житель региона. Как рассказала координатор проекта ОНФ «За честные закупки» в Красноярском крае Марина Кондратюк, одной из инициатив стало направленное предложение в центральный штаб ОНФ по изменению системы закупок при восстановлении лесов после вырубок: за счёт индивидуальных предпринимателей-лесопользователей. После внесения изменений в Лесной кодекс ответственность за лесные посадки возложат на государство, что повлечёт дополнительную систему закупок в этой отрасли.

К слову, после вмешательства общественников краевая прокуратура признала незаконным перевод 43,8 кв. км сельскохозяйственных земель в разряд рекреационного назначения в селе Зыково Берёзовского района. Чиновники готовы были отдать площади под строительство баз отдыха. Но главное, что предстоит оценивать в 2017 году, – действие федеральных законов о госзакупках.

– В стране уже сегодня действует новая редакция Закона о госзакупках. Законодатели распространили сферу действия 44-ФЗ на ГУПы и МУПы, – объяснила Марина Кондратюк. – Ранее 223-ФЗ позволял им размещать торги двумя сотнями способов на различных электронных площадках и совершать сделки на основе запроса цен, конкурентных переговоров и так далее. Теперь все бюджетники перешли на нормативы 44-ФЗ. Закон, в отличие от предшествующего 94-ФЗ, более чётко прописан. Кстати, многие бюджетные организации под финал 2016-го успели «отторговать» свои потребности на год вперёд. Новый закон меняет порядок размещения заявок на торгах, устанавливает жёсткие штрафные санкции к нарушителям госконтрактов и ответственность за расходование бюджетных средства организатора госзакупки.

Также она рассказала о самых скандальных случаях расточительства в части госзакупок в прошлом году.

– У нас действует федеральный портал «За честные закупки», где размещаются так называемые «сомнительные заявки». Потом проводится проверка, и в 2016 году многие из них были отменены в самом начале. Вообще, в последние годы снизилось количество грубых нарушений в области госзакупок со стороны бюджетозависимых организаций.

Деликатесы потеснили внедорожники

«МК» уже писал о том, как регион прославился закупками сверхдорогих иномарок для нужд реготделений федеральных структур. Например, в «Байкалуправтодоре» решили побаловать себя Land Cruiser-200 за 3,2 млн рублей в комплектации «люкс». ОНФ удивил и тендер СО РАН на автомобиль в 3 млн рублей с отделкой деревом «чёрный ясень», кожаным салоном, видеокамерой, соответствующей комплектации Mercedes-Bens E400 4MATIC «Особой серии».

– У нас на сайте есть спецраздел «Индекс расточительности», благодаря которому можно придать публичности попытки провести щедрые закупки за деньги государства. В прошлом году в крае была только одна попытка реготделения Пенсионного фонда РФ приобрести через лизинг дорогие иномарки. На стадии проекта было снято с аукциона мероприятие для ограниченного числа участников в бюджетной организации в рамках годовщины чернобыльской трагедии. А ещё одна организация намеревалась торжественно отпраздновать наступление Нового года в фан-парке «Бобровый лог» с эпатирующим меню. Но в целом траты бюджетных организаций не превышают общефедеральные лимиты.

В администрации Красноярска такой лимит установлен на все виды расходов. Как представители общественности мы входим в советы при профильных департаментах, краевых министерствах и агентствах, а также при органах госзакупок. ОНФ выпустил специальный сборник «Серая книга» – в стиле литературного персонажа Остапа Бендера – где собраны наиболее грубые формы нарушения торгов.

Впрочем, когда неоправданные торги закрывают, хитроумные «закупаторы»-комбинаторы начинают придумывать ещё более изощрённые схемы. Но, по словам Марины Кондратюк, общественники постоянно следят за госзакупками:

– На особом контроле у нас проведение тендеров на нужды Универсиады-2019. Мы обратили внимание на такую странность: в крае действует АНО «Красноярск-2019», которое проводит мелкие закупки. Например, столы-стулья, обучение английскому языку, баночки с мёдом, какие-то орешки... А более крупные торги проводят многочисленные организации краевого и федерального уровней. Часть закупок осуществляют столичные структуры, например, по услугам обеспечения безопасности спортивного события. Мы же предлагаем сделать отдельный сайт и размещать там все заявки для нужд Универсиады-2019, чтобы все «сделки» были видны всем интересующимся лицам.

Любопытно, что одна из закупок на 129 млн рублей серверного IT-оборудования была проведена за две недели: с момента объявления тендера до поставки. Это вызывает вопросы: а не была бы она сформирована под конкретного заказчика? Ведь только техдокументация содержала 30 страниц. Такие высокотехнологичные закупки сложнейшего оборудования надо, наверное, закупать за границей, а за две недели это не сделать.

Много вопросов вызывают и покупки квартир для детей-сирот. Некоторые торги в районах края поразили не столько коррупционной составляющей, сколько безграмотностью людей, формирующих заявки за деньги бюджета. Так, нас заинтересовала информация о возможной продаже неприватизированных квартир, хозяева которых скончались.

К сожалению, мы не можем контролировать командировочные расходы чиновников края и города, а также авиаперелёты бизнес-классом, поскольку они проводятся как внутренние отчёты и проверяются только аудиторами Счётной палаты. Наша цель – не ловить коррупционеров за руку, а предотвращать сомнительные закупки до того, как государственные деньги потрачены. Вернуть их после этого очень трудно, – рассказала она.

Деньги любят счёт

Если в ОНФ борются с «нечестными закупаторами» всеми методами «публичности», то работа надзорного органа Счётной палаты края может нести более серьёзные последствия для нарушителей, чем общественное порицание. Как рассказала «МК» её руководитель Татьяна Давыденко, отчёт о контрольных мероприятиях за 2016 год уже готов и направлен главе региона:

– Мы оцениваем закупки по ряду параметров. Во-первых, их проведение: кто участвует в конкурсе, сколько заявок по лоту. Если краевой бюджет осуществляет торги у единственного источника примерно в 50% случаев, то в районах и муниципалитетах таких «сделок» около 96%.

Во-вторых, смотрим формирование предварительной цены закупки: не завышена ли она, насколько необходимы дорогие машины, надо ли столько карандашей и бумаги ведомствам, зачем нужен линолеум в три слоя в бюджетной организации. Такой подход помог снизить количество роскошных закупок.

В-третьих, исполнение госконтракта. Например, по стройкам Универсиады-2019 мы отслеживаем 34 объекта, все закупки проводятся в электронном виде. Всего за год регион через систему госзакупок проводит тендеры на 80 млрд рублей, которые делятся примерно пополам между краевым бюджетом и муниципалитетами.

Что касается «странности» объявления большого количества тендеров чуть ли не 30 декабря 2016 года, то это, по словам Татьяны Алексеевны, связано с поздним перечислением федеральных средств на нужды края. С казной региона такие фокусы уже не проходят.

По её словам, особый интерес аудиторов в ближайшее время будет направлен на организацию школьного питания.

– Нас заинтересовала поставка продуктов питания для нужд социальных бюджетных учреждений. Здесь могут возникнуть коррупционные схемы. Если руководитель организации действует как наблюдатель и не предъявляет штрафы за низкое качество продуктов, срыв сроков поставок, мы относим это бездействие к разряду коррупционных проявлений. Они должны биться за каждую бюджетную копейку, – подчеркнула Татьяна Давыденко.

Кажется, «серых» схем при организации ученических ланчей в серой книге а-ля О. Бендер пока нет. Но могут появиться. Тем более что Марина Кондратюк и Татьяна Давыденко считают главной задачей не «бить по хвостам», а заранее «блокировать» нарушения. А что касается аудиторских проверок, то по итогам отчёта-2016 Счётной палаты Красноярского края 18 материалов направят в силовые структуры.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах