МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Красноярск

СФУ нацелился на будущее

Сибирский федеральный университет отметил первый юбилей.

Сибирский федеральный университет отметил первый юбилей. За десять лет из пяти провинциальных вузов университет превратился в интеллектуальный плацдарм региона. Причём не только для тех, кто пришёл сюда учиться, но фактически для всех жителей Красноярского края и Сибири в целом. Дело в том, что научный потенциал вузовской науки трансформируется в подлинные достижения и экономические реалии, к которым причастны и студенты, и выпускники, и профессура. Сегодня СФУ включает в себя 20 профильных институтов, в которых учится и работает около 40 тысяч студентов и преподавателей. На «титуле» вуза – громкие победы в научных конкурсах, реализация стратегических проектов с широким мультипликативным эффектом, прорывы в престижных международных рейтингах.

Чем запомнились годы становления вуза его ректору, разбирался «МК».

История в деталях

2006 год стал моментом отсчёта истории вуза, который оказался первопроходцем в формировании структуры. Как известно, СФУ стал «пионером» среди федеральных университетов, когда объединились пять красноярских вузов. В России и за рубежом таких крупномасштабных примеров до этого просто не было.

Но опыт мировых лидеров в образовании старательно изучали. Например, университет Альберты в Канаде оказался наиболее близким по тематике программ обучения и специфике региона «прописки». Тем не менее, несмотря на наличие передового опыта, многие задачи и сложности оказались уникальными. Как говорят в СФУ, непросто было сохранить трудовые коллективы объединённых вузов, переформатировать образовательные программы. Важны были экономические и социальные составляющие: куда направлять деньги, как перестроить работу объединённых вузов, чтобы сохранить преемственность давних традиций и заложить одновременно новые, которые работали бы на единение.

В попечительский совет СФУ вошли представители крупного бизнеса, политики, учёные. Председатель совета – председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев, а министр обороны страны Сергей Шойгу возглавляет Ассоциацию выпускников.

Для создания «новой идеологии» приглашались сторонние эксперты, проводились встречи с лидерами общественного мнения в вузах. В результате кропотливой и вдумчивой работы на свет появилась первая стратегическая программа развития СФУ.

Причём программа эта «живая»: каждый год происходят новации, связанные с открытием специальностей, магистерских программ, специализаций, научных школ, лабораторий и локаций, масштабных концептуальных мероприятий. И структур-«спутников», без которых совершенно невозможно представить современный мировой университет: научных кафе, языковых центров, публичных лекций, спортивных соревнований, фестивалей науки и творчества. Иными словами, образовательных площадок, доступных и полезных широкому кругу людей, начиная со школьников и заканчивая теми, кто давно пережил студенческую пору. И в этом – значимая социокультурная миссия СФУ, о которой часто и горячо говорят региональные политики, высоко ценят жители края.

Вспомнить всё

Ректор СФУ, академик РАН и председатель совета ректоров вузов Красноярского края Евгений Ваганов рассказал «МК», чем лично для него стала «десятилетка».

– Ключевым проблемным вопросом, который должен был решиться благодаря созданию нашего федерального университета, – снять противоречия между очевидным несоответствием предложений рынка образовательных услуг и спроса на дипломированных специалистов со стороны работодателей, рынка труда в целом, – вспоминает Евгений Александрович. – Для этого решения мы централизовали ресурсы, которые были выделены и краем, и федерацией под программу развития вуза. Для нас было принципиально важным найти точки роста и понимание с учётом будущего, куда, в какие направления деятельности вложиться, чтобы университет начал работу в новом, объединённом статусе и был нацелен на перспективу роста. Эти направления было очень сложно определить. Первоначально мы провели конкурсы на поддержку реализации научных проектов и по разработке учебно-методических комплексов дисциплин, позднее были поддержаны молодёжные инициативные проекты. Остро стояла проблема компьютеризации, информатизации ресурсов. Ведь многие преподаватели старшего поколения не использовали IT-технологии. Тогда было принято решение безвозмездно передать для работы ноутбуки сотрудникам. Сделали это на раннем этапе становления вуза. Ещё один тренд был связан с необходимостью откликнуться на появление в регионе нового производственного кластера. Речь зашла о компании «Роснефть», которая начала разработку месторождений в крае, а её предприятия нуждались в специалистах. Мы решили сформировать образовательный ландшафт для нужд нефтегазового комплекса. Изыскали возможность образования нескольких кафедр, которые впоследствии заложили основы Института нефти и газа СФУ.

– На фоне других университетов как выглядело становление Сибирского федерального?

– Наш старт был с худших позиций по сравнению с коллегами из других округов. У нас, например, было самое сложное положение с точки зрения соотношения количества студентов и преподавателей. На тот момент в Томском политехническом показатель составлял один к четырём, а в СФУ – один к 11-12. Также у нас был зафиксирован минимум средств на поддержку научных исследований. Чтобы изменить положение, сотрудники активно, при непосредственном стимуле со стороны ректората, принимали участие во всевозможных грантовых конкурсах, которые проводили научные фонды.

– Как сейчас, спустя десятилетие, выглядит СФУ с точки зрения мировой экспертизы?

– В ведущих национальных рейтингах СФУ прочно укрепился в ТОП-15. Эксперты называют такие университеты «устойчивой элитой». По такому показателю, как востребованность выпускников СФУ у работодателей, университет стабильно занимает 5-8-ю позиции. Именно этим достижением мы гордимся больше всего. СФУ по итогам рейтингования уверенно входит в двадцатку сильнейших вузов страны. Это говорит о сбалансированной политике управления, направленной на устойчивое развитие и движение вперёд.

– Какие цели вы ставите перед сотрудниками университета минимум на следующие десять лет?

– Каждому надо серьёзно увеличить научную продуктивность, причём в 3-4 раза. Так, аспирант должен публиковать 3-4 статьи за время обучения, а преподаватель – столько же ежегодно в наиболее авторитетных и цитируемых научных журналах. А каждый научный сотрудник должен участвовать в получении грантов на сумму минимум в 300-400 тыс. рублей. Кстати, по западным нормам университетские учёные также ориентируются на эту сумму, только она исчисляется в долларах.

На мой взгляд, всё это можно сделать, если не бояться браться за новое дело. Выходить из зоны комфорта в область решения тех задач, которые востребованы обществом. Ведь учёные становятся нобелевскими лауреатами, разрешая глобальные социальные проблемы. А хороший университет должен в первую очередь стремиться быть нужным обществу.

– До того момента, как вы возглавили СФУ, в вашем бэкграунде уже был 12-летний опыт руководства Институтом леса СО РАН. Как вы решились взяться за новый многофакторный и сложнейший проект формирования нового вуза или, повторяя за вами, выйти из зоны комфорта?

– Предложение возглавить университет поступило от Александра Викторовича Усса. Было дано время на раздумье – сутки. Мне важно было посоветоваться с председателем Сибирского отделения РАН Николаем Добрецовым, который искренне посоветовал: не может академия наук оставаться в стороне, надо принять предложение.

Через неделю в Москве мы с губернатором края Александром Геннадиевичем Хлопониным встретились с министром образования и науки Андреем Александровичем Фурсенко. Министр задал первый вопрос: «Евгений Александрович, вам-то это зачем? Вы академик, директор Института леса». На что я ответил просто: «Мне интересно».

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах