МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Красноярск

Сельские семьи оставили детдом без работы

В Саянском районе появилась "мода" на приёмных детей

В Саянском районе Красноярского края нет детского дома. Да он и не нужен, - считают органы опеки. Люди в деревнях отзывчивые – за сиротами в очередь стоят. Как только появляется ребенок без родителей, его забирают в семью.

Фото: Василиса Никулина

Настояла на своих

Детский дом в селе Агинское Саянского района работал меньше десяти лет – с 1995 по 2007. Закрыть казенное учреждение по плану должны были в 2010-м, но настолько старым оказалось деревянное здание, что ответственные службы решили: жить в нем ребятишкам небезопасно.

«Постоянно возникали проблемы с пожарной безопасностью в детском доме, - рассказывает главный специалист по охране прав детей администрации Саянского района Ольга Фильшина.- И пожнадзор дал предписание закрыть. Тогда и возник вопрос: куда девать детей?»

Со дня открытия учреждения ребятишек сюда определяли местных, саянских. Это потом в район начали привозить сирот со всего края. Тем не менее, органы опеки посчитали: жалко отдавать детей в другие места – ведь свои они, родные, каждого здесь знают, как говорится, от и до. Начали проводить акции, форумы «Каждому ребенку – семья», в селах раздавали листовки с портретами ребятишек. Убеждали: свои дети лучше приезжих. И жители откликнулись.

В опеке считают: примером для подражания для всего Саянского района стал поселок Орье. Здесь с 2003 года развивался проект «Приемная семья». Заместитель главы сельсовета брала на патронат детдомовцев. Следом за ней в другие семьи под опеку ушли четыре сироты. Вроде и небольшие цифры, но и детдом в районе был невелик – 30 детей от 4 до 18 лет.

В другом селе, Средняя Агинка, после закрытия казенного учреждения практически в каждом доме появились приемные дети. Первый усыновленный мальчик уже вырос, отслужил в армии, окончил речное училище, но приемных родителей не забывает.

«Эстафета проведения акции началась в День защиты детей. Мы рассказывали сельчанам о ребятишках, раздавали небольшие фотографии, - вспоминает Ольга Фильшина. – И после праздника подходит ко мне женщина: «Послушала вас, и мне захотелось принять детей. Но местных – боюсь, здесь их мамы и папы живут. Может, из Красноярска взять?». Тут я настояла на своих: есть хорошие братья, будут вам опорой и поддержкой. И не ошиблась. Парни выросли как на подбор – высокие, умные!»

Так возникла в Саянском районе «мода» на приёмных детей.

Бог дал

В опеке говорят: «Зайдите в детский дом, и сразу поймёте, какой ребенок ваш. Душа к нему потянется!» А приемные родители отмечают: бывает, сам малыш маму-папу выбирает, словно Бог его приводит в семью. Так и у жителей Средней Агинки случилось - Ирины и Владимира Предун. Первая их приемная дочь Татьяна появилась в доме совершенно неожиданно.

Семья Предун. Фото: Василиса Никулина Ирина Предун тогда и не думала об усыновлении – своих детей трое, хлопот хватает. Взять ребятишек из детдома решилась сестра мужа Раиса. Живет она по соседству, женщины тесно общаются.

В тот день Ирина Предун стирку затеяла. Только баню затопила - тут Рая приходит: «Поедем со мной в детский дом, поможешь мне с детьми общаться!» Невестка собралась быстро - в чем была, в том и поехала. В детдом женщины пошли вдвоем, Владимир в машине остался.

«Привели к нам двух девочек. Я им объяснила, что тетя Рая дочку выбирает, - вспоминает Ирина. – Поговорили и выбрали Таню – маленькую, лохматую. А та повернулась и говорит: «Я к этой тете не поеду, я пойду к вам». Я чуть не упала! Вышла к мужу, рассказываю. Он сразу решил: «Берем!»

Тане тогда было десять (в семье Предун она живёт уже семь лет), но день встречи с мамой для неё - как сегодня.

«У меня сердце к маме лежало, а когда папу увидела, то поняла: моя семья! - рассказывает девушка. – Хотя и раньше приезжали родители, даже в Америку увезти хотели. Я отказывалась».

Таня сразу стала называть Владимира папой. «Я папина дочка», - улыбается девушка. Видимо, не хватало ребенку внимания биологического отца. И Володя подтверждает: они с дочерью понимают друг друга с первого слова. Только скажешь ей: «Таня», та сразу откликается: «Поняла».

Пятеро детей!

Через год после Тани у Предун появилась еще одна приёмная дочь, Анжела. Девочка жила в том же селе, у пожилой опекунши. Та была женщиной жесткой, за любую провинность била приемышей. Анжела сначала убегала, а потом пришла к Предун: «Хочу жить у вас!» Девочка училась в одном классе с младшей дочерью Ирины и Владимира, и считала: раз взяли в семью Таню, значит люди добрые.

Мама сначала испугалась – ведь пятеро детей! А потом согласилась: Анжела – она энергичная, все на скорости делает. Что ни попроси – тут же выполнит. Сейчас Анжела говорит: «Я в маму пошла. Она рассказывала, что дралась в детстве. И я такая же».

Наскитавшись по казенным домам, Таня и Анжела несказанно рады, что появилась у них большая семья. Сейчас старшие братья женились, так что родственников прибавилось. По праздникам за столом собирается человек двадцать – у всех родных и друзей есть и кровные дети, и приемные. Девушкам в радость и кушанья готовить, и обновками хвастать. К каждому празднику мама покупает им новые платья!

Таня – домашний ребенок. Очень любит своих приемных родителей, и втайне мечтает изменить фамилию, доставшуюся от биологической матери. Говорит: «Татьяна Предун звучит красиво». А еще она дружит с тетей Раей, которая когда-то хотела стать ее опекуном. Живет Раиса рядом, в ее доме подрастают два близнеца – тоже из детского дома.

Двое из ларца

У Раисы Шевчук свои дети уже выросли, сын на Камчатке живет, дочь - в Красноярске. Вокруг у людей - детки приемные. Подружка взяла девочку из детского дома, соседи - двух мальчиков.

«И у меня такое желание возникло, - улыбается женщина. – Решила взять девочку. Помощница все-таки».

Первым делом Раиса Владимировна поехала в Партизанский детдом. Вывели ей мальчишек-близнецов. Потом отправилась в Красноярск, там понравилась молдаваночка Римма, но взять ее к себе не получилось, и вернулась Раиса к двойняшкам.

Близнецы и их классный руководитель. Фото: Василиса Никулина Саше и Жене по 11 лет было, когда тетя Рая стала им приемной мамой. Похожи мальчики как две капли воды, но Раиса Владимировна их различает: Женя немного крупнее, хотя Саша считает себя на 25 минут старше.

«Мальчишки ко мне хорошо относятся, нет у нас с ними конфликтов, - уверяет мама. – Но все же они пацаны, «косяки» разные бывают».

Первое время Раиса Владимировна находила под подушками обертки от конфет, хлебные корки, а то и пустую скорлупу от яиц в холодильнике – выпьют и обратно поставят. Сейчас все нормализовалось. Парням уже по семнадцать лет – спортсмены, активисты. Бегом и лыжами занимаются, играют в футбол, волейбол. На соревнования и сборы в район ездят.

Дом у Раисы Шевчук завален грамотами приемных сыновей. Евгений – участник фестиваля одаренных детей Саянского района, Александр – серебряный призер лыжных гонок.

Мальчики, одинаковые на лицо, по характеру разные. Приёмная мама не запрещает ребятам общаться с их родственниками - Саша встречается с биологической матерью, которую за пристрастие к алкоголю лишили родительских прав. Евгений на встречи с ней не ходит - обижен: «Когда мы в детдоме были, она ни разу не приехала, конфетку не привезла». А вот новой жизнью он доволен.

«Скоро им восемнадцать исполнится, в армию уйдут, жалко, - со слезами на глазах говорит Раиса Владимировна. – Я опять одна останусь. Может, новых ребятишек из детдома возьму… Обязательно двоих…

ХХХ

Не жалеют мамы, что взяли сирот. Хоть и говорили в селе разное - мол, из-за денег детей берут - но какие деньги сравнятся с ответственностью, которую несут приёмные родители!

«Меня даже сестра сначала не понимала, - делится секретом Ирина Предун. – Когда я девчонок взяла, она спрашивала: «Зачем? Ведь и так трое!» А прошло время, приехала и говорит: «У меня три дочки, наверное, мальчика возьму». Выбрали двоих. И такие хорошие мальчишки! Чем больше смотрю на детдомовских ребят, тем больше понимаю: нет плохих детей, все хорошие. И все – наши, как будто всегда в семье жили!»

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах