Андрей Звягинцев – российский режиссер.
Родился в 1964 году в Новосибирске. Фильм «Возвращение» в 2003 году получил «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля. Картина «Елена» получила на Каннском кинофестивале специальный приз жюри. «Левиафан» стал первой российской картиной, получившей американскую премию «Золотой глобус» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Картина удостоена в Каннах приза за лучший сценарий.
Мини-скандал наметился в зале красноярской филармонии, когда один из зрителей потребовал у режиссера отчет за потраченные на «бездарный» фильм миллионы рублей налогоплательщиков. Впрочем, играющего мускулами любителя отчетности не поддержали, и резкий выпад остался единственным. Хотя сам режиссёр продолжил тему критики.«Мне уже предлагали встать на колени на Красной площади. И попросить прощения у народа», - грустно пошутил Андрей Звягинцев, рассказывая о реакции на «Левиафана». - Такое яростное неприятие стало для меня полной неожиданностью. Ведь в основе картины лежит простая мысль: человеческая жизнь - это сокровище. И все это декларируют, включая Конституцию. Я снимал не плакат, а наблюдения над жизнью, где, как известно, нет положительных и отрицательных героев, а есть просто раздавленные действительностью люди. И вдруг в ответ – не просто непонимание, а ярость».
Режиссёр дал некоторые пояснения относительно той действительности, в которой готовился фильм: «Проект задумывался еще в 2008 году, когда общество было другим. И выйди «Левиафан» на экраны два-три года назад, разлом был бы, но не таким серьезным… Что же касается денег, в 220-миллионном бюджете фильма финансирование министерства культуры составило 40 миллионов. Остальное – деньги частных инвесторов. И фильм полностью окупил себя уже тем, что права на его показ проданы в 50 стран».
Турне режиссёра по городам Сибири организовала компания РУСАЛ. В Красноярск Андрей Звягинцев прилетел после встреч в Иркутске и Братске, посетовав, что АН-24, «махал крыльями слишком медленно, не оставив времени посмотреть город». Подтверждая репутацию самого вежливого (и закрытого) человека в кинематографической тусовке Москвы, на вопрос «Новосибирск или Красноярск – столица Сибири?» новосибирец Звягинцев, улыбаясь, ответил: «Ну, конечно, Красноярск».
Легкое неудовольствие прозвучало лишь в ответе на вопрос: «Что для вас тема предательства, которая исследуется в каждом фильме?». «Я не исследую никаких тем, – произнес Звягинцев. – И не ищу их. Они сами приходит ко мне, стучат в дверь, и я уже не могу не открыть. А предательства не так уж и много. Люди так живут».