Еще до сессии, на комитетах, депутаты говорили о том, что механизмы господдержки будут мало отличаться от тех, что были разработаны шесть лет назад. Тогда, в 2009-м, за пакет антикризисных мер отвечал вице-премьер Андрей Гнездилов. Спасение отечества включало в себя: упрощение процедуры предоставления госгарантий, субсидирование модернизации машиностроительного производства, расширение рынка сбыта сельскохозяйственной продукции, поддержка дорожной, лесной и строительной отраслей. Раз все то же - чего еще обсуждать?
Но новации все же появились. В условиях чересчур дефицитного бюджета депутаты потребовали, чтобы в законе был прописан механизм открытости получателей. Проще говоря - все, кто получит от края даже рубль помощи, должен быть известен. Кроме того споры развернулись на тему условий предоставления средств. Получить субсидии смогут только те предприятия, у которых нет задолженности по налогам, нет сокращения штата, сотрудникам платят белую зарплату. В помощи точно откажут компаниям, зарегистрированным или имеющим отношение к оффшорным зонам. Последний пункт не вызвал особых споров. Но вот первый… С одной стороны, это сужает круг получателей и не дает шансов на спасение тонущим предприятиям. С другой - эти утопающие могут ведь и не выплыть, а значит деньги будут потрачены впустую.
Депутат ЗС Валерий Сергиенко на вопрос, почему он против открытости информации, отвечал, явно нервничая. По его словам, нужды в публикации данных о тысячах компаний нет.
- Зачем вам эта информация? Что вы будете делать с ней? - вопросами на вопрос отреагировал Сергиенко. - Депутаты, если захотят, смогут узнать данные. Вам они зачем? Все это социальная демагогия и чистой воды популизм.
Странно, что уважаемый нами депутат, который обычно противостоит коррупционным схемам, в этот раз эту самую коррупционную лазейку в законе о господдержке отстаивает. Аргумент – для депутатов и чиновников список будет доступен – явно недостаточен для того, чтобы быть уверенными, что в нем не будет предприятий, имеющих отношение к оффшорам или, скажем, скрывающих налоги. Достаточно вспомнить ситуацию с «Сибтяжмашем» и почти 30-миллионной субсидией. Уж кто только не знал о выделении этих денег: и чиновники, и парламентарии… И толку? Финансы ушли не по назначению.
Вызывает удивление позиция Сергиенко и с точки зрения развития гражданского общества – она не оставляет никакого шанса общественности проконтролировать выделение антикризисных денег.
- Возникла проблема с условиями для получения помощи. Но ко второму чтению, думаю, мы решим это. 9 апреля мы должны принять закон в первом чтении, а 30 - во втором. Хотя, может быть, чуть позже, - рассказал «МК» председатель комитета Заксобрания по бюджету и экономической политике Андрей Самохин.
По его словам, круг получателей огромен и традиционен. Но пока не систематизирован:
- Министерство работало в этом напрямую, и мы знать не знали об объемах. В законе прописано, что все данные о компаниях-получателях будут в открытом доступе - кому, за что и сколько.
- Пока конкретика есть только с господдержкой АПК (см. стр. 14). На последней сессии депутаты приняли соответствующий законопроект. Кстати, в нем тоже есть статья об открытости информации о получателях господдержки. По подсчетам Валерия Сергиенко, на портале администрации края будет размещена информация о четырех тысячах аграриев - получателей 70 видов господдержки АПК.
Занятное должно быть чтиво. На последней сессии депутаты Законодательного собрания края в рамках ан-тикризисных мер должны были в первом чтении рассмотреть законопроект о государственной поддержке региональных предприятий. Однако не случи-лось. Несмотря на то, что проект прошел комитет, народные избранники решили повременить, чтобы снять острые моменты. Как выяснил «МК», проти-воречий к моменту верстки номера уже не осталось, и к концу апреля шанс на финансовую помощь компании все-таки получат. Правда, что это будут за предприятия - об этом жители края могут и не узнать.