В начале месяца премьер-министр подписал запрет на поставки в Россию иностранной машиностроительной техники. Спустя четыре дня правительство наложило ограничения на закупку для государственных и муниципальных нужд импортного медицинского оборудования и медизделий. Но это, конечно, не возврат в Советский Союз. Постановление вполне себе демократичное: заявки на поставку медицинских изделий из любых иностранных государств, кроме Армении, Белоруссии и Казахстана, будут отклоняться, если на конкурс подано менее двух заявок от российских, армянских, белорусских или казахских производителей, - сообщается в документе.
Впрочем, это только написано свободно и легко. И вроде бы дает право выбора. Многие уже поняли, что это не выбор, а запрет.
Недавно отгремела федеральная программа модернизации здравоохранения - регионам дали кучу денег на покупку оборудования. В больницах появились томографы и прочие нужные вещи. Разумеется, импортного производства - потому что своего почти ничего нет. И эти вещи вдруг стали не нужны?
«Разделим две вещи, - говорит президент Ассоциации организаторов здравоохранения Красноярска и главный врач МСЧ-9 АО «КраМЗ» Вадим Смирнов. - Запрет на импорт распространяется на закупки для бюджетных и государственных учреждений. То есть те медучреждения, которые закупают все это на конкурсах. Для частной компании - такой как моя поликлиника - рынок открыт все в том же объеме, который и был ранее».
При этом Смирнов точно знает, как пострадают государственные поликлиники и больницы, поскольку сам много лет отработал в должности главного врача городской детской больницы № 1.
«Если говорить, какое сейчас оборудование в больницах: процентов 80, а то и 90 высокотехнологичного оборудования произведено не в России, не в Казахстане, не в Белоруссии и не в Армении. И покупалось оно потому, что не было аналогов российского производства. А в России есть только «отверточная» сборка - западные разработки, которые собираются у нас», - рассказал Смирнов.
Медик уверен: запрет (ограничение) сейчас вызовет массу разговоров, общий тон которых сведется к тому, что «завтра у нас вся медицина встанет».
«А я скажу, что завтра ничего не встанет. Ведь по программе модернизации недавно было закуплено достаточно оборудования. И сейчас весь вопрос - сколько оно при должном внимании прослужит и хватит ли у российского производителя времени на производство запасных частей и расходных материалов. Я уверен, что хватит. В стране, где делают лучшие в мире спутники, могут делать и лучшее в мире медоборудование».
Председатель комитета ЗС края по здравоохранению и социальной политике Юрий Данильченко заявил, что решение «принято два-три дня назад, и мы еще его не осмыслили». «В Законодательном собрании мы пока эту тему не обсуждали. Не было возможности. Но обязательно обсудим, переговорим с министром. Тем более у нас Универсиада, а под Универсиаду запланировано строительство современного медицинского центра. Какое там будет оборудование, чьего производства? Это нужно будет решать, - прокомментировал депутат.
Впрочем, представители власти не сомневаются: все будет хорошо. Руководитель краевого агентства госзаказа Дмитрий Кипнис говорит, что постановление касается 46 видов медицинских изделий: от шприцев и игл до томографов. «На мой взгляд, было бы драматичным говорить о каких-то серьезных изменениях, если бы весь импорт был запрещен. На самом деле, я еще раз подчеркиваю, речь идет о том, что там, где есть конкуренция, предпочтение отдается законодательно нашим товарам», - сообщил чиновник и добавил, что сейчас край закупает на нужды больниц до 50 % зарубежных медицинских материалов. Об оборудовании умолчал.
Лечащие врачи признают: наши иглы и шприцы хуже даже китайских аналогов. Но дороже. Правда, говорят об этом неохотно и анонимно. В стране патриотизм. А власть, возможно, рассчитывает, что закупленной техники хватит лет на… Ну, пока не отменят санкции. В ответ и импорт можно разрешить.