Челобитные от красноярцев поступали и в правительство края. Но и стационарные территориальные посты минприроды не обнаружили превышения «по основным загрязняющим веществам». В результате ведомство, призвав на помощь природоохранную организацию, приняло решение провести на территории Советского района рейд. Объектом внимания станут не основные вещества, которые не имеют запаха, а специфические. Результаты анализы должны быть готовы на этой неделе.
Кроме того, чиновники решили призвать к активности федеральные органы, направив письма в Росприроднадзор и Роспотребнадзор.
Кстати, 30 июня на портале регионального министерства природных ресурсов и экологии был опубликован доклад «О состоянии и охране окружающей среды в Красноярском крае за 2013 год». Согласно документу, уровень загрязнения воздуха в Красноярске по-прежнему оставляет желать лучшего. Позитивные перемены заметны, например, в Канске, где уровень характеризуется как «низкий», хотя еще в 2012 году был «повышенным». В Ачинске его оценивают как «высокий», но годом ранее он был «очень высоким». В Назарове уровень загрязнения остается «высоким». В Лесосибирске, Минусинске и Красноярске - «очень высоким».
В этой ситуации кажется явным противоречием «отсутствие превышения по основным загрязняющим веществам».
Кстати, осенью прошлого года жители краевого центра дважды жаловались на неприятный запах жженой не то резины, не то кости. Активисты одной из общественных экологических организаций выявили в промзоне два неизвестных мини-завода, которые могли стать источником зловония. Через пару недель едкий запах возобновился и душил красноярцев по ночам, но контролирующие органы вновь развели руками - приборы не обнаружили никаких страшных веществ. Правда, в департаменте горхозяйства обещали провести рейды. С оговоркой, что определить источник запаха бывает крайне сложно, поскольку приборы не всегда могут уловить вещество. Какой смысл в агрегатах, фиксирующих угрозу только наполовину?
«О каком контроле может идти речь, если в городе до сих пор нет датчиков, которые фиксировали бы выбросы ежесекундно, - подтверждает наши сомнения президент красноярской региональной молодежной экологической организации «Зеленый кошелек» Татьяна Спожакина. - Очень сложно схватить нарушителя за руку при сегодняшней системе контроля. Ни на одном крупнейшем предприятии нет независимых датчиков, то есть таких, которые не принадлежат этим предприятиям. Допустим, приборы зафиксировали превышение допустимых показателей выбросов. И кому предъявлять претензии? Да и нескольких наблюдательных постов недостаточно на миллионный город. Ветер за две секунды может изменить картину. По ночам ни одна контролирующая организация не работает. Тогда как в основном предприятия хулиганят по темноте. Город над экологией работает вяло. Поэтому воздух Красноярска стабильно грязный».
Примечательным показался «МК» и другой факт: так называемые «специфические» вещества будут искать во время рейда только потому, что контролеры не нашли «основных». Так ли безобидны эти второстепенные выхлопы?
«Неосновные вещества - это те, что не входят в список регулярно контролируемых, таких как бензопирен, формальдегид, окись азота и другие, - уточняет исполнительный директор красноярского краевого экологического союза Николай Зубов. - Список специфических веществ очень большой. Среди них есть такие опасные загрязнители, например, как диоксины. Это ядовитые вещества, которые вызывают в организме человека раковые заболевания. Но их обычно не измеряют. Говорят, что дорого. Но если система не может обнаружить запаха, который беспокоит людей, значит, она неправильная».