Между тем на минувшей неделе прокуратура Кызыла направила в суд иски о взыскании 8,3 млн рублей с ЗАО «Енисейская промышленная компания», которая строит железную дорогу между Красноярским краем и Тувой. Компания-инвестор задолжала деньги 18 уволенным работникам за август-сентябрь 2012 года, а также компенсацию за неиспользованный отпуск. Заныкала и единовременные выплаты при увольнении в размере двух окладов. По информации прокуратуры, «причиной образования задолженности по заработной плате на предприятии явилось отсутствие финансирования и объемов работ».
Началась эта железнодорожная история в декабре 2011, когда Владимир Путин в лютый мороз торжественно положил начало строительству ветки, вбив первый костыль. На «костыле» проект Кызыл-Курагино далеко не ушел. В октябре 2012 дорога Кызыл-Курагино лишилась госинвестиций. Министр регионального развития РФ Игорь Слюняев тогда пояснил СМИ, что «во избежание неэффективного использования бюджетных средств» проект исключен из списка приоритетных в связи с погрешностями инвестора - ЗАО «Енисейской промышленной компании», не выполнившей обязательства как по строительству железнодорожной линии, так и в отношении угледобывающего комплекса. Средства, которые государство выделяло на строительство ветки (44 млрд рублей), было решено перебросить на модернизацию трассы Междуреченск-Тайшет…
Председатель правительства края Виктор Томенко настроен оптимистично: «Проект не закрыт. По нему проходит реструктуризация источников финансирования. И учитывая, что он в целом продолжает быть интересным и эффективным, идет поиск частных инвесторов, чтобы воссоздать его в каком-то новом виде». Энтузиазм чиновников, как и целесообразность дороги, понятен не всем.
- Высокогорных дорог такого класса в нашей стране нет, - говорит депутат ЗС края Валерий Сергиенко. - Пути планировали поднять на высоту около трех тысяч метров. Не понимаю зачем. Чтобы возить на такой высоте и через перевалы несколько сот тысяч тонн угля? Почему не перевести его на существующих видах транспорта? Я понимаю, если бы эта дорога имела стратегическое значение военно-политического характера… Заговорили об этой дороге в то время, когда большим человеком в стране стал господин Шойгу (уроженец Тувы – «МК»). Но это не основание для неоправданного строительства. Частный инвестор, который рассчитывал за счет государства погреть руки, увидев, что российское правительство не спешит выделять средства, отскочил от этого проекта.
- Но краевая власть говорит о том, что дороге быть. Идет поиск соинвестора.
- Транспортная инфраструктура – мосты, дороги, линии электропередач - никогда никакими инвесторами частными не строятся. Это тяжелая, нудная, но - обязанность государства. И никто кроме государства строить эту дорогу не будет.