Справка "МК"
<p><strong>Сергей Александрович Усанов</strong></p>
<p>В 1964 году с отличием окончил Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского, а в 1969 году – исполнительскую аспирантуру (виолончелист). Занимался исполнительской и педагогической деятельностью.<br />
<br />
В 1971-1976 годах работал в Алжире, в Национальном институте музыки. По возвращении в Москву в качестве заместителя генерального директора Центральной дирекции культурной программы «Олимпиада-80» Министерства культуры СССР занимался подготовкой культурной программы Олимпийских игр в Москве.<br />
<br />
С 1981 по 1987 год возглавлял управление всесоюзных и международных конкурсов Госконцерта СССР, затем работал заместителем председателя Центрального правления Всесоюзного музыкального общества. После трансформирования Всесоюзного музыкального общества в Международный союз музыкальных деятелей Сергей Александрович был назначен на должность первого вице-президента.<br />
<br />
В 1996 году Усанов создал Российское общество по управлению правами исполнителей (РОУПИ) и стал его президентом. Работал директором Центральной средней специальной музыкальной школы при Московской государственной консерватории им. Чайковского (1998-2002 гг.).<br />
<br />
В 1998 году Усанов стал первым вице-президентом Международного союза деятелей хореографии. В 2006 году избран генеральным директором Генеральной ассамблеи Международной федерации балетных конкурсов. Занимается подготовкой и проведением международных конкурсов артистов балета и хореографов в Москве, входил в состав жюри многих международных и национальных музыкальных и балетных конкурсов, проходящих в СССР, России, за рубежом.<br />
<br />
Заслуженный деятель искусств России (1996), заслуженный деятель культуры Польской Республики (1999).</p> С.У.: То, что форум проходит в вашем городе, отчасти - случай. Отчасти - настойчивость вашего министерства культуры. В 2008 году здесь проходил Всероссийский балетный конкурс имени Улановой, который задумывался как кочующий по разным городам. Видя отношение красноярцев к балету, мы предложили провести здесь форум, который впервые состоялся два года назад. Комом первый блин, кстати, не был.
МК: Но на этот раз форум собрал гораздо больше именитых гостей.
С.У.: Из Турции, Монако… Думаю, он будет прогрессировать и превратится в международный. Российским он уже стал. Ни один балетный конкурс не может похвастаться такими созвездиями. Сегодня Красноярск, обогнав Новосибирск, - лидер балетного искусства.
МК: Вы имеете в виду и балетную школу Красноярска?
С.У.: И ее тоже. Она регулярно выдает очень хорошие кадры. Чеховская, Соболевский, Оль – замечательная танцовщица, Андреева, которая сейчас стала примой в Казани. Помимо балета, у вас есть Дима Хворостовский.
МК: Вот только не у нас. И Хворостовский, и многие другие наведываются в родной край лишь в гости. И весьма нечасто. Дмитрий Соболевский недавно уехал в театр Станиславского. На ваш взгляд, отчего город, выбившийся в балетные лидеры, по-прежнему не привлекателен?
С.У.: Беда у России есть такая. Уезжают в столицы, потом за рубеж. Причина та же, что у спортсменов - больше платят. А еще - артисты хотят другой общей атмосферы. Не столько за сытной жизнью, сколько за цивилизацией едут. Даже столичные театры далеко не дотягивают до инфраструктуры театров западных стран.
МК: Когда-то, лет 20 назад, каждая вторая девочка мечтала стать балериной. Но, похоже, сегодня у детей балет не в фаворе. Как обстоят дела с наборами в балетные школы?
С.У.: Не самым лучшим образом, как и в музыкальных школах, где на некоторые инструменты не то что конкурс - вообще желающих обучаться нет. Закрыты специальности. Еще на первом форуме мы проводили круглый стол по этой проблеме. Руководители хореографических колледжей рассказывали: как только родители осознают, что стать примой может лишь одна балерина из тысячи - забирают ребенка из школы.
МК: Люди искусства всегда зарабатывали мало?
С.У.: В советское время артист кордебалета «Большого театра» получал 150-200 рублей. Это были приличные деньги. Буханка хлеба тогда стоила 7-10 копеек. В Красноярске заработки были меньше, но это можно было назвать заработком. Сегодня гарантированная зарплата артиста кордебалета - 4200 рублей. Плюс - ему платят за выход. В Москве за месяц выходит тысяч тридцать. У сильно востребованных – сорок. А если артист получил травму (что не редкость) и не выходит на сцену, то его максимум остается 4200.
МК: Балет, говорят, это адский труд. Согласны?
С.У.: Это не так. Просто каждому свое. Усилия нужны, чтобы достичь успеха в любом деле.
МК: Стоит ли игра свеч, если шанс выбиться в примы - один из тысячи?
С.У.: Выбор этой профессии - риск. Должно совпасть многое – талант, музыкальность, координация, упорство, железный характер - и даже этого будет мало. Надо быть еще и везунчиком.
МК: Два года назад в интервью нашему изданию народная артистка СССР Людмила Семеняка говорила, что современный балет становится похож на Бродвей. На смену классике приходит модерн. За это время тенденция не изменилась?
С.У.: К сожалению. Тенденция в сторону современной хореографии сохраняется - сегодня это самая большая беда русского балета. В то же время Запад, насытившись, идет назад, к классике. Многие итальянские и французские импресарио жалуются мне, что в их странах не осталось своего классического танца, а поднадоевший публике модерн в лучшем случае собирает половину зала.
Хореографам важно понять, что страна может потерять классический балет - гордость отечественного искусства. Это будет крах балета, потому что и к модерну мы никогда не придем, так как отстали от него лет на двадцать. Модерн, конечно, имеет право на жизнь. Но не надо рушить одно и на пепелище строить другое. Причем не очень хорошо строить.
МК: Кто-то несет ответственность за пути развития в искусстве?
С.У.: Когда-то этим занималось министерство культуры. Стояла задача сохранить наследие. Сегодня все пущено на самотек. Если во главе театра стоит талантливый человек, то он заботится о наследии. А если в руководство приходит посредственность… Классику сложнее ставить. В современных спектаклях порой специалист не способен отличить: то ли балерина не может фуэте делать как следует, то ли так задумано хореографом.
МК: Вы частый гость в Красноярске?
С.У.: Я здесь третий раз. Город меняется в лучшую сторону. Вас с этим можно поздравить. Люди здесь хорошие. Женщины красивые.
МК: В Москве, выходит, плохие?
С.У.: На периферии России люди лучше, чем в столице. Добрее, отзывчивей, человечней что ли. Меньше заточены на непременный успех. Москва, как лампочка, притягивает мотыльков со всей страны. Но почему-то в большей степени худших. Чтобы успешно выжить в недобром обществе, надо либо иметь большие деньги, либо определенный склад характера. Ведь успеха в столице добиваются гораздо чаще благодаря прохиндейству, нежели деловым качествам.
МК: Есть в вашей жизни моменты, которые хотелось бы изменить?
С.У.: Если только подправить… Хотя нет, ничего. Самая большая трагедия моей жизни - крушение Советского Союза. Его многоцветие культур, культурный потенциал неповторимы.
Красноярск «перефуэтировал» Новосибирск
Сергей Усанов: «Как только родители осознают, что стать примой может лишь одна балерина из тысячи, то забирают ребенка из школы»
На минувшей неделе красноярские ценители высокого искусства отвели душу - в городе прошел Второй Всероссийский форум «Балет XXI век». На этот раз культурный взрыв прогремел в честь 85-летия Юрия Григоровича. Перед премьерой «Каменного цветка» собственной постановки гуру балета сказал, что еще несколько лет назад, заметив во время спектакля отсутствие свободных мест в зале, понял: у балета в городе на Енисее - большое будущее. Об этом прогнозе Юрия Николаевича «МК» побеседовал с заслуженным деятелем искусств России, генеральным директором международной федерации балетных конкурсов Сергеем Усановым.
Самое интересное
-
-
Удар по Москве: вскрылось, что на самом деле Трамп обсуждал с Зеленским
-
Актер Денис Семенов умер в 46 лет
-
Минобороны Бельгии: в Брюссель могут ввести войска до конца года
-
«На поиски не пустят»: волонтерам запретили приезжать в район пропажи семьи Усольцевых
-
В Москве загадочно погиб известный итальянский преподаватель
Что еще почитать
-
«Не будет легко»: астролог Драган сделала заявление о третьей мировой войне
-
Смертельная бюрократия: Мария из Сицилии хотела жизни, а дождалась могилу
-
«Умножаем на ноль»: у Америки нет никакого супероружия для Украины
-
«Все исчезло»: десятки человек погибли при взрыве на военном заводе
-
Популярные макаронные изделия отозвали из-за смертельной вспышки листериоза
В регионах
-
Народные приметы на 10 октября 2025 года: что нельзя делать в день Савватия Пчельника
-
Народные приметы на 11 октября 2025 года: что нельзя делать в Харитонов день
-
Курские дорожники возводят Пулковскую развязку на трассе «Нева»
Черноземье -
День памяти Сергия Радонежского: почему нельзя есть картошку 8 октября
Рязань -
Минтранс заявил о ликвидации выделенной полосы на Московском шоссе в Рязани
Рязань -
Антиалкогольная кампания в Саратовской области провалилась
Саратов