Торжества и тяжбы
Отдел краеведения, который расположен в старинном деревянном особняке на улице Ленина и называется «Музеем Петра Красикова», судя по словам Ярошевской, давно не дает покоя священнослужителям. В канун музейного юбилея митрополия заявила, что на скромных площадях в двухэтажном доме православные готовы разместить свой проект - Музейно-просветительский центр духовной культуры Красноярского края «Касьяновский дом».
В 70-е годы прошлого века здесь прославлялись революционные деяния, но клириков это не смущает. Их аргументы читаются в официальном сообщении Красноярской Епархии: «Передача «Касьяновскому дому» здания Дома-музея П. А. Красикова явилась бы актом подлинного торжества исторической справедливости, так как в конце XIX века в этом доме в течение тридцати лет жил выдающийся красноярский просветитель, настоятель Богородице-Рождественского кафедрального собора, протоиерей Касьянов. Его внук – революционер Красиков - прожил в этом доме всего три года».
Валентина Михайловна негодует: «Мало ли что епархия хочет! Существует закон. Я буду против, конечно. Строго говоря, этот дом при советской власти был национализирован у частного лица. Церкви он никогда не принадлежал. Под закон о реституции церковных зданий этот дом не попадает. И уважаемый Касьянов тоже не являлся его владельцем, а арендовал его. И революционер Красиков тоже не встречался там с Владимиром Лениным, а совсем в другом доме. Здесь работала до недавнего времени прекрасная выставка - интерактивный музейно-образовательный проект по физике. Сейчас этот маленький музей закрыт из-за аварийного состояния. Однозначно здание принадлежит музею. И нам в случае передачи его РПЦ должны выделить другое помещение. Что ж, будем судиться. Со мной ведь никто и не разговаривал, и даже митрополит. Больше всего раздражает, что все планы обсуждаются неизвестно с кем за моей спиной!»
Добром это не кончится
«МК» спросил красноярских коммунистов, готовы ли они мириться с утратой реликта. Ведь Красиков – фигура в истории края легендарная. Он был лично знаком с Владимиром Лениным (считается, что они сблизились во время ссылки вождя в Сибирь), а также основал в Красноярске первый марксистский кружок. Да и после революции 1917 года бывший агент партийного издания «Искра» не канул в небытие: дослужился до зампреда Верховного суда СССР. Понятно, что красноярские коммунисты видят в изгнании духа революции из музейных недр угрозу для своей, хоть и обветшавшей, но все еще трепещущей идеологии.
Депутат ЗС края, православный коммунист Олег Пащенко заявил «МК», что в свете украинских событий, когда с постаментов сбрасывают «тело» вождя революции, попытки местных служителей церкви занять музейные площади выглядят не слишком дружелюбными по отношению к обществу: «Музей Красикова для меня – это прежде всего памятник деревянного зодчества. Зачем он епархии? Ума не приложу! Куда следовало бы местным православным обратить взоры – это здание гарнизонного военного госпиталя за центральным парком (памятник общественной и культовой архитектуры конца XIX века, строительство началось в том же 1895 году, когда в Красноярск приехал Красиков – «МК»). Привели бы его в порядок, для медучреждения оно слишком древнее. А ведь раньше там располагалась духовная семинария. Пусть ее и восстановят! Да и сам парк можно было бы переформатировать – это ведь бывший Архиерейский сквер!»
Пока же красноярская церковь предлагает некий, как ей кажется, логичный компромисс: она готова посвятить часть экспозиции «революционеру П. А. Красикову, что символизировало бы связь поколений и единство исторической памяти народов России, выражая собой дух подлинного национального примирения».
«Мы как атеисты проповедуем свою идеологию, - считает представитель другого «крыла» коммунистов, член крайкома партии «РОТ Фронт» Евгений Постовский, - говорим, что бога нет. Но помещение не должно быть источником борьбы между теми, кто верит в бога и теми, кто нет. Конечно, во время строительства социализма мы вели активную антирелигиозную борьбу, но сейчас это не главное. Мы критикуем те действия церкви, которые вредят народу, но не верующих в бога людей! Советский период должен находиться в памяти народа».
Первый секретарь крайкома КПРФ Петр Медведев пророчески завершает дискуссию: «Это все добром не кончится! Сегодня всячески стараются уничтожить прошлое. Надо отдать уважение истории! Это все прозападная идеология – что творится на Украине, ведь это попытка приблизить нас к братоубийству! Церкви выделяется много земель. Не надо поднимать руку на наше революционное прошлое, какое бы оно ни было. Говорят, что дадут уголок под экспозицию Красикова? А потом пол-уголка останется, а после и вовсе закроют! Духовные работники, скажем так, начинают, похоже, злоупотреблять…»
ХХХ
Пока коммунисты пытаются дистанционно дискутировать с РПЦ, музейное дело простаивает, красиковский «уголок» закрыт на ремонт. Со стороны желание Епархии въехать на площади до сих пор имеющего юридический статус «ленинского музея федерального значения» мало похоже на акт примирения. Скорее - на попытку воздать революционерам за их прошлые «грехи». На языке советских чиновников такое подселение называлось, помнится, «уплотнением», когда большевики принудительно подселяли в квартиру к богатым горожанам новых людей.
И действительно, чем не символ связи поколений и единства исторической памяти народов России?..