МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Красноярск

Регион рассчитал экономический э… фейк

Бюджет Красноярского края погряз в федеральных выделениях

 В четверг состоится сессия краевого Законодательного собрания, на которой главным вопросом станет осенняя корректировка бюджета. Главным, потому как все прочие вопросы неизбежно вытекают из нынешнего «замедления экономического роста», из-за которого регион недополучит миллиарды рублей. В разных красках, от алармистских до сдержанно-оптимистичных, сложившееся положение успели описать и депутаты, и чиновники. «МК» решил разобраться, кто пострадает за бюджетников, которых президент РФ велел облагодетельствовать любой ценой, и при чем здесь предстоящие губернаторские выборы.

Рисунок: Анатолий Самарин

 Заседание комитета по бюджетной политике краевого парламента в октябре откладывалось дважды: не было кворума. Еще бы – депутатам предстояло согласовать бюджет, в котором доходы от налоговых поступлений оказались на 7,5 млрд рублей меньше ожидаемых. Как отметил министр финансов Владимир Бахарь на состоявшемся все-таки 21 октября заседании, непосредственно на экономическую стагнацию приходится чуть больше одного миллиарда недополученных рублей, все прочее - на изменения федерального законодательства.

Например, изменился состав консолидированных групп налогоплательщиков (КГН), которые перечисляют деньги теперь напрямую в федеральный бюджет. Самой крупной КГН стало ОАО «ГМК «Норильский никель»: в нее вошли 16 организаций, из них 11 зарегистрированы в крае. Вместе с упавшими вслед за ценами на алюминий доходами РУСАЛа металлурги дали региональной казне на три миллиарда меньше, чем рассчитывали чиновники.

Среди других налоговых потерь - сферы строительства, энергетики, оптовой и розничной торговли, транспорта и связи, обрабатывающих производств. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) дал на один миллиард рублей меньше планируемого. Снизились поступления с акцизов на алкоголь и нефтепродукты: с переходом на новый класс топлива сократились и ставки.

Однако на расходной части бюджета все эти печальные финансовые обстоятельства не сказались, она выросла на 7,1 млрд рублей - до 181 млрд. Парадокс объясняется просто: все дело в «безвозмездных поступлениях» шести миллиардов из федерального бюджета. Так, на социальную политику добавят 1,7 млрд рублей, из которых 1,1 млрд – федеральные деньги. Здравоохранению и образованию добавят по 1,5 млрд, ЖКХ – 1 млрд, агропромышленному комплексу – 500 млн. Даже по разделу «Культура и кинематография» расходы вырастут на 342 млн рублей. В общем, счастье для всех и безвозмездно. Но обиженные остались.

ХХХ

«Социальные вопросы на комитетах проходили спокойно, острых моментов не было», - заявил в понедельник Владимир Бахарь. И слукавил.

Самые жаркие споры по традиции разгорелись у северян. «У нас есть направления в деле поддержки животноводства в центральных и южных районах края. А где Крайний Север? - спрашивал депутат Валерий Вэнго на комитете по делам Севера и коренных малочисленных народов. - В крае субсидии на свинью могут достигать пяти тысяч рублей, а на оленя — только 250 рублей». «Ни одно предложение таймырцев не нашло поддержки у исполнительной власти, - продолжал Вэнго. - В частности, речь идет о предоставлении компенсационных выплат рыбакам, оленеводам, которые живут на промысловых точках. Чтобы до 31 декабря рассчитаться с людьми, Таймырскому району не хватает 5,7 млн рублей. Если северянам не выделят эти средства, то люди начнут бездельничать».

На заседании комитета по промышленности и энергетике депутат Сергей Зяблов интересовался, почему в корректировке не учтены меры по наполнению дорожного фонда края? Налоговые отчисления и акцизы за нефтепродукты высокого класса уменьшены, а дополнительные платы за грузы свыше 12 тонн пойдут прямиком в бюджет федерации. Анатолий Матюшенко поставил вопрос о теплоснабжении ЗАТО Железногорск: после остановки ядерного реактора разница между отпускными тарифами и фактическими затратами составила больше 900 млн рублей, не предусмотренных в корректировке. Против корректировки высказался и Артем Черных: из-за уменьшения расходов на экологию - вопреки обозначенным президентом приоритетам.

Кстати, на комитете по природным ресурсам и экологии и вовсе проявилась очередная непопулярная мера: в закон о выделении земельных участков для многодетных семей правительство края хочет внести коррективы, по которым на землю могут претендовать лишь те, кто признан нуждающимся в жилых помещениях. Очевидно, взрывоопасности в этой инициативе не меньше, чем в сокращении компенсаций за непосещение детского сада.

Несмотря на жаркие споры, корректировки на комитетах все-таки приняли – а был ли выбор? Можно спорить по отдельным статьям, но основные суммы выделены из федерального бюджета под вполне конкретные цели. Не случайно же губернатор Лев Кузнецов обмолвился на недавней пресс-конференции: «Без всякого пиетета скажу - с любым федеральным чиновником сегодня комфортно и легко взаимодействовать». К 2015 году такие рассуждения вполне могу вылиться для него в предвыборный слоган «Умею просить и выбивать». И неслучайно его предполагаемый конкурент – депутат ЗС Анатолий Быков – свое открытое письмо про недопустимость Универсиады в «готовящемся к банкротству» Красноярском крае написал именно президенту Владимиру Путину, хотя почти все телодвижения по поводу спортивного мероприятия до сей поры происходили на краевом уровне. Такой вот посредник между народом и Путиным.

Последние изменения в федеральном законодательстве, судя по всему, лишь усилили финансовую несамостоятельность регионов, превращая умение выбить еще немного денег «из центра» в главную добродетель для регионального управляющего - губернатора.

ХХХ

Можно долго рассуждать, чем хороша и плоха финансовая централизация. Однако куда важнее те умонастроения, которые охватывают в связи с ней региональную элиту. Условно их можно назвать иждивенческими. Вот цитаты из рецензии Счетной палаты на главный финансовый документ края: «Существенное сокращение доходов бюджета предусмотрено при отсутствии информации о перспективах исполнения прогнозов социально-экономического развития»; «Социальная поддержка граждан за счет увеличения – в отсутствии оценки перспективы его погашения»…

На заседании комитета в понедельник профильные министры с трудом отвечали на частные вопросы о тех или иных статьях расходов. Что даст система видеонаблюдения на дорогах? Зачем плодить госпредприятия? Для чего выделять 30 млн на бизнес-инкубатор? (Кстати, замминистра инвестиций и инноваций ответила в том духе, что краевое финансирование нужно для привлечения федеральных средств. И в этом есть своя сермяжная правда.)

Требования конкретики наталкивались на ее отсутствие. Наконец, вице-спикер ЗС Валерий Семенов глубокомысленно изрек: «Пока мы не задумаемся все вместе, какую сумму от вкладываемых инвестиций мы получаем, пока мы этого не знаем, вот так и будем жить. Каждый рубль должен что-то приносить – или социально, или экономически». Мысль верная, но запоздалая. Неужели раньше исполнительная и законодательная власти вкладывали деньги в экономику, не рассчитывая на экономический эффект? Но тогда неясно, какие сейчас могут быть предпосылки для того, чтобы «задуматься всем вместе», когда местные финансовые дыры так щедро латаются федеральными средствами. Тут уж не до инвестирования – освоить бы.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах