МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Красноярск

Учёные открыли тёмную сторону закона

Реформа начала бить по наболевшей РАН

 В минувшее воскресенье ученые в очередной раз бунтовали против реформы РАН. Акции протеста прошли во многих крупных городах России. Красноярск не стал исключением, пикет собрал на Театральной площади более пятидесяти человек. Казалось бы, к чему пикетировать, если 27 сентября подписанный президентом РФ закон вступил в силу? «Махать после драки кулаками» ученых заставили первые проявления темной стороны закона.

Фото: Екатерина Малая

 Напомним, отныне все академические институты передаются в ведение Федерального агентства научных организаций (ФАНО). Проект положения этого заведения появился уже после принятия закона. Ознакомившись с документом, ученые поняли, что чиновники водили их за нос, возвращая законопроект реформы в предыдущее чтение на доработку.

«В проекте положения реформаторы пытаются вернуть все свои идеи, что были в первом варианте закона, и ликвидацию которых нам якобы удалось отстоять, - говорит председатель президиума Красноярского научного центра СО РАН, академик РАН Василий Шабанов. – Нас изначально насторожило, что в состав рабочей группы вошли те же лица, что продвигали закон. Оказалось - не напрасно. Иные пункты закона двусмысленны. В частности сказано, что положения не распространяются на Сибирское, Уральское и Дальневосточное отделения РАН. Мы соответственно решили, что у нас остается все как прежде. Чиновники же поясняют: нет, мол, ребята, только контора Сибирского отделения без институтов».

С трибуны выступающие упрекали власть имущих за систематические необдуманные шаги. Вспомнили и про неудачный опыт хозяйствования сторонней организации в Министерстве обороны, и про переход на зимнее время, и про неразбериху с пенсионной реформой.

Научные сотрудники скорбно переговаривались в толпе о крахе российской науки. «Законы принимаются как попало. В итоге ни одна реформа в нашей стране не завершена, - уверен технический сотрудник красноярского научного центра Сергей Тезеев. - Правительство приняло решение о повышении зарплаты ученым, сохраняя прежний бюджетный фонд. Это говорит о массовом сокращении».

«Я сегодня здесь не потому, что озабочен собственной судьбой, - поясняет свое присутствие профессор, доктор физико-математических наук Рэм Хлебопрос. – Я уже слишком стар для того, чтобы бояться потерять работу в РАН. Мне больно, что, убивая академию, из России делают страну третьего мира».

«Реформаторы считают, что из академии нужно убрать стариков, - говорит научный сотрудник института биофизики Екатерина Шкварцова. - Но как мы будем работать без учителей!? Конечно, трудно ждать понимания от чиновников. К примеру, в своей семье я одна работаю в науке. Остальные ее члены считают, что наука - это вовсе не работа».

«Реформа РАН нужна, - считает научный сотрудник Института физики Елена Шнайдер. - Но принятый закон - это не реформа. Единственное, что он обеспечивает, так это реализацию чьих-то финансовых интересов».

У сотрудников местного отделения РАН есть опасение, что их потеснят, отняв служебные площади, да еще и лишат оборудования, распределением которого по институтам займется агентство.

«Если агентство решит, что в конкретном институте каким-то оборудованием управляют неэффективно, оно вправе его отнять, - объясняет председатель Совета молодых ученых и специалистов при губернаторе Красноярского края, сотрудник Института физики СО РАН Светлана Софронова. - А что такое эффективность с точки зрения чиновника?! Им важны количественные показатели. Сколько суток в год прибор работает? К примеру, восемь. Мало. И не важно, что результат исследований составляет весомую долю в мировом научном знании».

Сотрудники академии теряют и те немногие льготы (вроде ведомственных детского сада и больницы), которые прежде служили дополнением к их незавидным зарплатам.

Страшно, если Сибирским отделением РАН будет управлять Москва, - это самое расхожее мнение, которое мне довелось услышать на пикете. Мол, мы знаем, как Белокаменная руководит чем-то региональным. И финансирование будет по остаточному принципу, и, в конце концов, вообще махнут на нас рукой.

Не упрекну пикетчиков в истерике. Пересекаясь с людьми науки по роду журналистской деятельности, мне не раз довелось отмечать скромность их жизни. Имея порой единственный «выходной пиджак», они не оставили научного поприща.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах