Закон освобождает от школы
За несколько минут совместного просмотра с учителями 115 страниц закона корреспондент «МК» узнал как минимум о паре нововведений, благодаря которым дети вообще могут не учиться.
«Теперь не должно быть второгодников, - говорит директор школы № 145 Елена Макаренко. - Закончил ребенок четверть с десятью итоговыми двойками, он все равно переводится в следующий класс. Академическую задолженность он должен ликвидировать. И только если не ликвидирует в течение следующего года, может вставать вопрос о повторном обучении».
Педагоги особенно сетуют на «демократическое» ноу-хау - семейную форму обучения. Если родители отдают ей предпочтение, то ребенок выбывает из школы и обучается в семье - при помощи тех ресурсов, которые могут обеспечить близкие. Если ребенок (родители) пожелает пройти промежуточную или итоговую аттестацию, ему снова нужно восстановиться в школе.
«На днях поступило заявление от родителей одиннадцатиклассника с просьбой перевести его на семейную форму обучения, - рассказывает Елена Игоревна. - То есть ответственность за результаты обучения возлагается исключительно на родителей. Одно дело, если семья имеет возможности, средства и поставила перед собой эту цель осознанно. Как в дореволюционные времена дворяне приглашали гувернанток для обучения детей. Другое - когда семья неблагополучная. Ребенок, к примеру, уроки прогуливает, учится абы как, а родители его раз - и перевели на семейную форму, чтобы избавить от школьных неурядиц».
«Одна из наших учениц, второклассница, уже переведена на семейную форму обучения, - делится и. о. директора гимназии № 2 Ирина Староватова. – Уж не знаю, чем руководствуются родители, лишая ребенка социума. Притом что именно в начальных классах происходит становление личности. А потом будут искать причины комплексов своего воспитанника».
Наверное, за школьной партой ребенок имеет больше шансов преуспеть в получении знаний хотя бы благодаря банальной конкуренции, желанию отличиться перед сверстниками и педагогами. Домосед лишается в числе прочего возможности блеснуть на олимпиадах. И как следствие - перспективы легкого поступления в вуз: призеры и победители Всероссийской школьной олимпиады принимаются в высшие учебные заведения автоматом. Не говоря уже о том, что участие в интеллектуальном состязании добавляет престижа и ученику, и школе.
Кстати, на днях обнародован первый официальный всероссийский рейтинг школ. В качестве критериев учитывались показатели при сдаче ЕГЭ и как раз наличие призеров или победителей заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников. Исследовался 2012-2013 учебный год. За каждого выпускника, набравшего по трем предметам ЕГЭ не менее 220 баллов, школе начислялся один рейтинговый балл. За выпускника, набравшего от 190 до 219 баллов - 0,5 балла. За победителя Всероссийской олимпиады - 10 баллов. Учеников с максимальным результатом ЕГЭ не учитывали - многочисленные случаи мошенничества, вскрытые в последние годы, породили недоверие к тем, кто сдал ЕГЭ на высший балл.
Рейтинг крайне любопытный.
Ноль из двадцати пяти
В список 500 лучших школ России вошли четыре красноярские и две железногорские. Не густо. Еще печальнее обстоят дела с топом-25 (вершина рейтинга) - в него не попала ни одна школа региона! Хотя в нем присутствуют учебные заведения из соседних сибирских регионов, и не одно.
Лидером рейтинга в Сибирском федеральном округе стала Новосибирская область. Одиннадцать ее школ попали в топ-500 и две - в топ-25. В число 500 лучших вошли одиннадцать школ Иркутской области и девять - Кемеровской, но ни одна из них ни попала в топ-25. В основном топе оказалось четыре школы Омской области и две Томской, причем по одному из учебных заведений - в числе 25 наилучших.
Судя по этому раскладу, Красноярский край оказался отстающим даже среди ближайших соседей. При этом надо учесть: Сибирский округ в целом выглядит в топе незавидно. Что уж говорить о том, как смотрится регион на фоне «европейской части»… Если бы не успехи красноярской гимназии № 13, лицея № 7, школы № 7 с углубленным изучением отдельных предметов и гимназии № 91, а также железногорской школы-интерната «Красноярский кадетский корпус им. А. И. Лебедя» и лицея № 102 им. академика М. Ф. Решетнева, то одна из самых больших и «локомотивных» территорий страны могла и вовсе проскочить мимо списка.
Министр образования и науки региона Светлана Маковская не могла не прокомментировать рейтинг. Ее цитирует официальный сайт ведомства: «Включение шести общеобразовательных учреждений края в 500 лучших школ - высокая оценка результативности системы образования края. Эти образовательные учреждения работают системно на достижение качественно высоких результатов. Опыт работы отличившихся общеобразовательных учреждений необходимо использовать всем школам края».
Включение шести школ большого края в топ-500 показались министру высокой оценкой. Отметим, в регионе сегодня работают 1133 школы. Лучших (достойных списка 25) среди них нет.
Министерство не кипит
Исследованием и составлением рейтинга занимался Московский центр непрерывного математического образования. «Хотя в регионе есть школы с сильным потенциалом, - заметил в разговоре с «МК» директор центра Иван Ященко, - но, очевидно, отсутствует поддержка талантливых детей на уровне местного правительства. И дело не в удаленности территории. В рейтинге есть 56 сельских школ, которые воспитали победителей Всероссийской олимпиады школьников. Сегодня ряд регионов старается даже обеспечить ученикам дистанционную поддержку от вузов, куда они намерены поступать».
Территории, которые числятся в лидерах топ-500, по словам Ященко, как раз и отличаются вниманием и щедростью по отношению к талантливым детям. Если ребенок показал хорошие знания на уровне муниципальной олимпиады, следующим шагом в его карьере станут региональные и всероссийские соревнования.
Умникам и умницам Красноярского края далеко не всегда удается получить поддержку от государства, а если и удается, то единицам. В этом я неоднократно убеждалась, ведя рубрику «Одаренные дети Красноярья». Мамы юных гениев обычно вздыхали, что в какой-то момент не смогли найти спонсора поездки ребенка на тот или иной престижный общероссийский научный конкурс.
«Краевая администрация относится к конкурсам скептически, - недавно заметила в разговоре с «МК» учительница и мама юного историка, призера многочисленных олимпиад Марина Васильева. - Хотя, к примеру, из Бурятии на конкурс Вернадского, который проходил в Москве, прилетели 17 участников. А от нас - только мой сын. Да и если бы не моя упертость, проявить свои знания ему не представилось бы возможности. Несколько раз приходилось обращаться за спонсорской помощью к известным предпринимателям, кое-что сами подкапливали».
Талантливые ребята, за редким исключением, остаются в тени насущных региональных проблем. В конце рейтинга.
В том же Новосибирске широко распространена совместная деятельность школ с высшими учебными заведениями. У нас, несмотря на наличие СФУ, она оставляет желать лучшего.
- Мы некоторое время назад сотрудничали с политехническим институтом, - делится секретами успеха Ольга Прощенко, директор школы № 7, попавшей в топ-500. - Ребята могли проводить на базе лаборатории вуза свои исследования. Подобная практика повышает интерес к предмету. А если предмет интересен, то и учебная деятельность подтягивается. Многие наши ребята ведут научно-исследовательские работы, изучают, к примеру, радиационный фон города.
- Почему лишь немногие ваши коллеги могут похвастаться попаданием в рейтинг?
- Не могу судить. Знаю только, что нашим школам необходим обмен успешным опытом - министерству нужно уделить этому пристальное внимание. Наша школа на протяжении многих лет признавалась лучшей в районе. Тем не менее, очень приятно было себя увидеть рядом с престижной тринадцатой гимназией и седьмым лицеем, потому что мы находимся в рабочем районе (Зеленая Роща - «МК») и не ведем никакого отбора учащихся. Я всегда говорю родителям, что, выбирая школу, не нужно судить по ее зданию и местонахождению. Смотрите за жизнью, которая там кипит.
ХХХ
Вот это «кипит» - возможно, ключевое слово.
Можно поплевать через плечо, постучать о парту и уповать на то, что новый закон об образовании расставит всё по местам. Что во всех школах Красноярского края вдруг «закипит жизнь», и победители ученических олимпиад посыплются на регион к вящей радости чиновников.
Можно. Но вряд ли стоит связывать успехи и попадание в престижные рейтинги с законом, сомнительность которого уже обсуждается не только в кулуарах, а достоинства пока ни для кого не очевидны. Дело, по большому счету, вообще не в законе.
Дело в том, например, чтобы разогреть до температуры кипения жизнь профильного министерства. Когда желаемое выдают за действительное, а скромные, мягко говоря, успехи преподносят в качестве высоких достижений - это сильно понижает градус.