Гражданский иск ОАО «Севертрубопроводстрой» подало еще в марте 2012-го. Суд установил, что истец заключил в 2008-2010 годах три подрядных договора с ЗАО «Ванкорнефть». «Севертрубопроводстрой» сделал для нефтедобытчиков магистральный трубопровод «Ванкор – Пурпе», обустроил одну из нефтеперекачивающих станций и площадки скважин. «Ванкорнефть» в полной мере не расплатилась со строителями. По мнению истца, долг составил более двадцати миллионов рублей. Суд частично удовлетворил иск. Так, с середины лета текущего года на «Ванкоре» официально повисло пятнадцать миллионов. Впрочем, нефтяников долг не смутил. Рассчитываться они не спешили, вынудив северян-строителей пойти на крайние меры.
«После решения суда мы обращались к ним с требованием рассчитаться за работы, которые провели, - рассказал нам юрист ОАО «Севертрубопроводстрой», представитель конкурсного управляющего Долгат Шахвердиев. – Направили им требования об оплате в добровольном порядке, где говорили, что в противном случае обратимся в суд с требованием их банкротства. Помимо того, мы вели телефонные переговоры с представителями высшего эшелона «Ванкорнефти». Они каждый раз обещали, что оплата будет произведена в ближайшее время, но в установленные сроки оплата не приходила. Сегодня наше предприятие – банкрот. Нам необходимо срочно рассчитаться со своими работниками. Мы указывали на эти обстоятельства «Ванкору». Но просьбы наши игнорировались. И нами было принято решение вновь прибегнуть к содействию суда. На самом деле у нас нет цели банкротить «Ванкор». Да и сумма требований - не таких значимых размеров. «Подмочить» репутацию - вынужденный механизм для ускорения процесса оплаты. Вот сегодня с утра мы увидели поступление денежных средств на наш счет. Я еще не успел пересмотреть все платежные поручения, но думаю, здесь вся сумма долга».
Нефтяники отказались комментировать «МК» ситуацию, ссылаясь на необходимость запроса. Их понять можно. Сложно сказать что-то убедительное в свое оправдание, когда известно, к примеру, что валовой доход компании увеличивается, а партнеры не получают положенных им денег.
Да что партнеры… Помнится, весь Красноярский край жил ожиданием чуда, которое сулил экс-губернатор Хлопонин: мол, освоение Ванкорского месторождения даст толчок развитию экономики края, в проекте будут задействованы местные предприятия. В итоге налоговые отчисления «Ванкора» в бюджет региона за прошлый год уменьшились вчетверо, доля закупок «Ванкорнефти» у промышленных предприятий края составляет всего 1,9 % (по информации журнала «Эксперт-Сибирь»). Та же история - с рабочими местами. Доля жителей края, работающих в «Ванкорнефти» составляет не более 55 %, остальные - специалисты из иных регионов.