Медицине прописали перезагрузку

Вадим Янин: цель медицины - увеличить продолжительность жизни, а задача здравоохранения - повысить ее качество

 Прошло четыре года с начала самой масштабной в новейшей истории России структурной реформы здравоохранения. В отрасль было направлено более 450 млрд рублей. На эти деньги должны были решиться как минимум три ключевые задачи: укрепление материально-технической базы клиник, проведение информатизации отрасли и переход на единые для всей страны стандарты оказания медицинской помощи. Логично, что беседа «МК» с региональным министром здравоохранения Вадимом Яниным стартовала с вопроса о ходе реформы в крае и сроках ее завершения.

Вадим Янин: цель медицины - увеличить продолжительность жизни, а задача здравоохранения - повысить ее качество
Фото пресс-службы министерства здравоохранения Красноярского края

ЕСТЬ У РЕВОЛЮЦИИ НАЧАЛО…

- Здравоохранение как один из показателей развития экономики и социальной стабильности интересует всех, - уверен Вадим Николаевич. - Считаю, что надежды на изменения от реформы все же были завышенными. Общество словно ожидало моментальных, стремительных перемен, которые позволят поднять уровень отечественной медицины на одну планку с самыми передовыми странами - США, Германией: увеличится продолжительность жизни, исчезнут волшебным образом заболевания… Но при этом большинство людей не готовы отказаться от вредных привычек, заняться профилактикой болезней, вести здоровый образ жизни. Между тем нужны усилия со всех сторон - и организаторов здравоохранения, и самих жителей.

Медицинская система получила на преобразования колоссальные деньги. Но получить качественные изменения за столь короткий срок - фактически два года (в 2010-м мы защищали программу модернизации в регионе, а финансирование шло в 2011 и 2012 годах) - просто невозможно. Хотя, безусловно, основные задачи мы выполнили. В крае появились новейшие, современные клиники - что называется.ю медицина следующего поколения. К их числу относятся в первую очередь кардиоцентр и перинатальный центр. Практически все больницы региона получили то или иное новое оборудование. Проведены капитальные ремонты зданий и помещений. Началась информатизация - все лечебные заведения подключены к сети интернет, введены программы обмена информацией между минздравом, фондом обязательного медстрахования и лечебными учреждениями. Внедрена система электронной записи в амбулатории и поликлиники.

- То есть все задуманное удалось, но проблемы остались?

- По сути, мы деньгами попытались оснастить систему, но не сломали ее идеологию, сложившуюся в советское время, не оценили до конца кадровые проблемы отрасли. Модернизация - это не только оборудование и ремонты, а действительная трансформация оказания медпомощи. Старая система (так называемая модель организации здравоохранения по проекту Семашко: бюджетная, а не страховая система финансирования отрасли) утонула в массовости врачей и недостатке средств. Но и реформа должна стать более системной. Ведь, несмотря на наши сверхусилия, проблемы остаются не только в крае, но и по всей стране.

Мы направили средства на решение наиболее острых задач: на текущее финансирование, на обновление материально-технической базы (приобретение оборудования и капремонты старых зданий и сооружений), на разработку стандартов, позволяющих оказывать медпомощь в любом медучреждении края, на информатизацию.

Каждая больница или поликлиника что-нибудь получила в процессе переоснащения. Но реформа на этом не завершилась. Нам предстоит проделать огромную работу, которая будет касаться прежде всего качества услуг.

ОЧЕВИДНОЕ И РЕАЛЬНОЕ

- В чем, на ваш взгляд, самые существенные результаты преобразований?

- Есть очевидные победы. Мы, безусловно, можем гордиться тем, что переформатировали службу кардиологии. Вот здесь произошла истинная модернизация. Кардиоцентр и сосудистый центр при краевой клинической больнице, где экстренные технологии фактически работают на весь край, сосудистые центры при межрайонных центрах (они работают на основных территориях - в Норильске, Ачинске, Канске, Минусинске, Лесосибирске, Красноярске). Это действительно рабочая трехуровневая система, и она функционирует в автоматическом режиме, а не на «ручном управлении».

Приведу пример. Один из моих знакомых по старой советской привычке (помните «позвоночное право», когда проблемы могли решить только звонки нужным людям?) обратился ко мне за помощью. Дескать, родственника увезли на Скорой с инфарктом. Оказалось, что еще на стадии перевозки в больницу ему сделали электрокардиограмму, поставили точный диагноз. Затем быстро прооперировали в краевой и поставили коронарный стенд. Все манипуляции - буквально за час! Система работает безотказно. Не надо за кого-то хлопотать. И такую помощь может получить любой житель края. Эта технология, скажу без ложной скромности, живет и работает как в Европе.

Еще один несомненный успех - запуск краевого перинатального центра. Повсеместное открытие центров гемодиализа, подготовка к запуску центра трансплантологии, проработка новых технологий в травматологии.

Следующим этапом модернизации будет полное переформатирование онкологической службы, а достройка онкоцентра позволит получать качественную помощь жителям не только нашего края, но и других регионов. В планах - строительство новой многопрофильной детской больницы в Красноярске. Это наши конкретные планы дальнейшей модернизации отрасли.

Кроме того, меняется система управления. С 1 января будущего года в региональном здравоохранении все больницы, поликлиники муниципального подчинения переходят в единую государственную систему при Минздраве. Это означает, что главврачи будут подчиняться не главе района или муниципалитета как сейчас, а министерству.

- Как это отразится на пациентах районных больниц?

- Прежде всего, для нас будет понятна и прозрачна ситуация с тяжелыми больными. Их зачастую надо переводить на лечение в краевые клиники, а районы пытаются их поставить на ноги у себя. Не всегда это обоснованно. Причина понятна: оплата из системы ОМС идет только вслед за пролеченным больным.

Поэтому будем создавать единую команду. Главврачи сегодня - это организаторы здравоохранения. И у некоторых остается устойчивое желание ничего не менять. Вот взять, к примеру, ту же электронную регистратуру («МК» писал о проблеме в № 40 от 25 сентября 2013 г.). Почему ее могут проигнорировать как нововведение? Потому что надо прикладывать со стороны главврача усилия. Это инструмент, который требует постоянного контроля. Легче всего для поликлиники вести бумажный журнал посещений. Но с такими подходами в будущее не уедешь.

Между прочим, когда я был главврачом Норильской городской больницы (Вадим Николаевич возглавлял клинику с 1999 по 2004 годы - «МК»), я впервые, еще до всякой модернизации, сам разработал программу ведения электронной истории болезни пациентов. Убрал бумажные носители - несмотря на то, что старшая медсестра буквально прижимала к себе картонный журнал учета пациентов и сопротивлялась компьютеризации. Ведь так работали много лет, а тут надо что-то менять!

Но без этой «перезагрузки» не произойдет улучшения медицины. Поэтому основной упор будет делать на кадры. Менять никого не будем - других специалистов у нас попросту нет. Однако хамство, какая-то развязность медперсонала, на которые подчас жалуются больные, будут искореняться самым жестким образом. Для этого можно привязать зарплаты главврачей к показателям эффективности. Но лично я считаю, что одним «наказанием рублем» до конца модернизацию не совершить. Нужен энтузиазм. Чтобы цели минздрава разделял медперсонал на всех уровнях.

УТОЛИТЬ КАДРОВЫЙ ГОЛОД

- Как будете бороться с дефицитом кадров?

- Это одна из самых острых проблем. Укомплектованность врачебных должностей составляет около 55 %, средних медицинских работников - немногим более 70 %. Для устранения «кадрового голода» ведется целевая подготовка специалистов по квотам, выделенным красноярским и томским медицинскими университетами, совместная работа с КГМУ по подготовке врачей в интернатуре и ординатуре, усиливается блок практической подготовки на базах лечебно-профилактических учреждений. Второй год реализуется программа «Земский доктор». В этом году заключены договоры на предоставление единовременных компенсаций в размере миллион рублей 81 молодому специалисту с высшим медобразованием, прибывшим на работу в сельскую местность. У нас есть задача привлечь в отрасль буквально каждого студента после окончания вуза.

Но если внимательно посмотреть историю медицины в крае, то становится очевидным один факт. Количество работающих в отрасли края всегда, в том числе в советское время, было примерно одинаковым - 10-12 тысяч человек. По штатным расписаниям дефицит врачей есть, но только на бумаге: в реальности это создает возможности дополнительного заработка имеющемуся персоналу. Необходимо изменить старые штатные расписания, оставляя финансирование фонда заработной платы. Тогда система будет приведена в норму.

МЕДИЦИНА И ВЛАСТЬ

- Когда районные власти перестанут быть «хозяевами» больниц, не окажутся ли молодые специалисты на селе без жилья? А клиники - без внимания?

- Мы рассчитываем, что понимание у глав администраций районов и муниципалитетов все же найдется. Ведь пациенты - это их население, их избиратели, если хотите. А реконструкция лечебных заведений, помощь больницам - это в конечном итоге результат и работы властей. При этом есть краевой закон, который по-прежнему социальную программу поддержки медиков оставляет за администрациями районов и городов. В этом нам помогает и краевой властный ресурс. В частности, повышенное внимание к отрасли главы региона Льва Кузнецова. Если бы не было его поддержки, активной позиции, мы бы такую реформу не затевали. Далеко не каждый регион страны может похвастаться тем, что треть краевого бюджета направляется в сферу здравоохранения.

Но и медицина губернатора не подводит. Как известно, одним из критериев эффективности работы глав регионов служат так называемые демографические показатели - ожидаемая продолжительность жизни при рождении, численность населения и естественная смертность. Показатель рождаемости в Красноярском крае превышает смертность, несколько лет подряд увеличивается средняя продолжительность жизни.

Или вот такой пример. В стране ставится задача снизить влияние кардиозаболеваний на смертность. К 2020 году планируется достичь 609 случаев на 100 тысяч населения. А в крае такой показатель уже достигнут - во многом благодаря системе эффективной кардиопомощи.

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

- Вадим Николаевич, не секрет, что многие обеспеченные люди предпочитают лечиться в столице, за границей. А министр здравоохранения края доверяет курируемой им отрасли?

- Я и мои близкие лечимся в краевых клиниках. Один раз я уезжал в Новосибирск, поскольку заболевание лечится только там. Но все новации, которые я вижу в других территориях, я стремлюсь реализовать в крае. Например, видел успех краевой многопрофильной детской больницы в Краснодаре. Сейчас у нас профильные отделения детской больницы разбросаны по всему городу, надо делать единую площадку для лечения детей.

Мы оснастили лечебные заведения дорогой аппаратурой, техникой. Необходимо создать такие условия, чтоб все рабочее время эта «оснастка» работала в системе страховой медицины для каждого, кто имеет полис. Нужны четкие границы разделения платной и бесплатной медпомощи. Все, что куплено за бюджетные средства, должно быть доступно каждому жителю края. Тогда вопрос «где вы лечитесь» уйдет в прошлое. Лечиться будут в крае. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру