Хирургия с божьей помощью

Николай Куликов: «Есть чудеса на свете. Видел я их…»

 «Пацан родился в рубашке» - так врачи Красноярской городской больницы № 20 отзываются о Мише Даценко. Две недели назад этот двенадцатилетний мальчик стал пациентом детского отделения неотложной хирургической помощи. В дождливый вечер он забрался на черемуху, чтобы собрать ягоды, но поскользнулся и упал. Сук диаметром до семи сантиметров насквозь пронзил тело ребенка. Жизнь мальчика не просто висела на волоске – шансов практически не было…

Николай Куликов: «Есть чудеса на свете. Видел я их…»
Николай Куликов и Миша Даценко.

 Врачи называют случай с Мишей уникальным - за десятилетия работы они не помнят подобного. Кол вошел в поясничную область, пробил спину, брюшную полость и вышел над пупочным кольцом. Не задев, как ни странно, ни одного жизненно важного органа. Однако чудесным возвращением к жизни мальчик обязан, в первую очередь, волшебству «белой магии».

«Я хочу сказать слова благодарности людям, которые спасли моего ребенка, - говорит «МК» мама Миши Татьяна Даценко. - За то, что проявили человеческое сочувствие и профессионально выполнили свой долг, благодаря чему мой ребенок остался жив. Эти четыре часа, когда решалась его судьба, мне было очень тяжело. Я как будто умирала вместе с ним. Безмерно благодарна врачам, которые боролись за его жизнь. Спасая моего сына, они спасли и меня».

XXX

Доктора медицинских наук, хирурга Николая Куликова я застала в ординаторской детского отделения неотложной хирургии.

- Хороший же мальчишка? Красивый! - замечает Николай Николаевич, показывая мне фотографии Миши.

- Шустрый…

- Больше не будет бездумно подвергать свою жизнь опасности. Он мне обещал.

- Помнит, что с ним произошло?

- До наркоза он был в сознании. Разговаривал со мной. Спрашивает: «Как палку будете вытаскивать?». «Как-нибудь вытащим», - отвечаю. Вот так всегда, ведешь с детьми разговоры перед наркозом и не знаешь, что будет дальше… Может, как поп, в последний раз с ними говорю. До конца просчитать исход операции невозможно.

- Жизнь Миши - ваша победа?

- Победа. Но не только моя, а слаженной команды врачей.

- Один в неотложной хирургии не воин?

- Ноль. В данном случае не могу не отметить и работу МЧС. Ребята-спасатели грамотно вырубили корни дерева, пробираясь к ребенку. Ювелирно обрезали сук, понимая, что малейшее неточное движение могло привести к летальному исходу. Грамотно сработала и Скорая помощь, поддерживающая жизнь мальчика на пути к нам. Работали люди со знанием дела.

- Говорят, Мишу «Бог любит»…

- Мы это поняли, вскрыв его брюшную полость. Я удалял арматуры из легких, из почек детей. Много ранений повидал. Во всех случаях были повреждены важные органы. У Миши пробит и сильно загрязнен был только сальник. Его мы удалили. Кол прошел в миллиметрах от аорты и почки, зависнув в поясничных сосудах. Было необходимо ювелирно изъять палку. Когда сделали это, я в очередной раз понял, что горжусь своей бригадой. Особо хочу отметить работу анестезиолога-реаниматолога Александра Анисимова. И ассистировавшей мне Олеси Давыдовой - она в ординатуре сейчас учится по нейрохирургии. Изящная, но выносливая. Хотя я противник женской хирургии.

- Что за гендерные стереотипы?!

- Я только с позиции физиологии. Мужчина должен либо воевать, либо таскать груз, либо делать что-то такое, что не могут делать другие мужчины. Женщина же должна вдоволь отдыхать. Здесь - в неотложной хирургии - не выспишься. Нет ни выходных, ни праздников. Кровь, гной… Можно уколоться и заболеть гепатитом «В». ВИЧ-инфицированные дети здесь проходят. А женщине рожать надо, семью создавать, чтобы муж любил, взгляд был хороший, чтобы она счастлива была. А здесь - паровоз, и никому нет дела до твоей усталости.

ХХХ

- «Паровоз» - это сколько детей в сутки?

- В 90-х годах, когда я начинал работу, через это отделение проходили 30 человек - это было очень много. Сейчас - по 60-70 детей в сутки с травмами, аппендицитами, перитонитами… А дежурная неотложная бригада состоит из четырех хирургов. Дело в том, что Скорая помощь, по странному приказу сверху, перестала дифференцировать детей. Через отделение везут детей даже просто с температурой или признаками кишечной инфекции.

- Приходится проявлять героизм?

- Люди, которые работают в хирургическом отделении оказания неотложной помощи, - это герои безо всякого пафоса. Это даже не те хирурги, что живут в плановом режиме, хотя и их труд нелегок. Неотложная хирургия - самая тяжелая из всех. Здесь постоянно нужно принимать нестандартные решения. Нести ответственность как перед собой, так и перед детьми и Богом. Мы видим и смерти, и радости.

Все бывает. Мы знаем истинную цену побед и груз поражений. В последнем случае, даже если знаешь, что сделал все возможное - не перестаешь корить себя. Голову тяготит мысль, что, может, нужно было делать что-то иначе. Медицина - наука не точная.

Я хотел бы, чтобы красноярцы знали такие фамилии как Марат Атабеков, Олег Мотулин, Алексей Блинов, Андрей Демин. Это прекрасные хирурги, которые понимают, что работая здесь, никогда не купят себе «Мерседеса», но честно и грамотно выполняют долг. Они не занимаются никакой подковерной борьбой. Поставил Бог их сюда, значит, он им доверяет. В неотложную хирургию приходило много врачей, которые отрабатывали год-два, получали осложнения и уходили.

- Осложнения?

- Те самые поражения. Смерти. Либо просто осложнения после операции. К примеру, коварный аппендицит. Оперировать его можно красиво, но до семи дней, когда швы держат нитки, велика вероятность их растянуть. Попадание в рану микробов приводит к тому, что порой по 5-10 раз каждые три дня промываем организм. Хирурги боятся повторных осложнений - мол, что скажут люди? Предпочитают уйти в плановую хирургию.

ХХХ

- За какой помощью в отделение обращаются чаще?

- Очень много детей поступает с инородными телами. Это вообще ужас! Конечно, елочные игрушки и градусники дети откусывали во все времена, но раньше, даже лет пять назад, такого как сейчас не было. Малыши глотают иголки, какие-то железные конструкции, гвозди, булавки, монеты, батарейки…

Ночью привезли двухлетнюю девочку - играла и поперхнулась семечками. Я у ее мамы спрашиваю, почему в двенадцать часов ночи ребенок играл, а не спал, когда в это время все инстинкты - и глотательный, и дыхательный в том числе - снижены?! Вероятно, современные поколения родителей становятся все безответственней.

ХХХ

- О чем мечтает доктор Куликов?

- О строительстве многофункциональной детской клинической больницы, куда войдет вся педиатрия города, хирургия и инфекционное отделение. Сегодня все они разбросаны в разных концах города. Я сам, к примеру, не всегда могу знать, где что находится. Есть вероятность, что к 2016-му мечта сбудется. Знаю, что сегодня этот вопрос решается на уровне края. Верю, что в красивую больницу пойдут работать красивые, в смысле головастые, люди. И верю, что руководители будут достойные. Практика назначения главных врачей нередко показывает: человек знает, что такое бюджетирование, дебет и кредит, однако мало понимает в лечебном процессе. Но ведь ракетой не может управлять человек, который делает ботинки?! Даже замечательные ботинки.

- Вижу на стене ваше фото в раме. В отделении царит культ доктора Куликова?

- Это ребята повесили, когда я уезжал работать в другой город. Так сказать на память. Я руководил отделением с 2001 по 2012 год. Потом был приглашен на должность заместителя главного врача детской городской больницы Ачинска. Спустя год, по семейным обстоятельствам, мне пришлось вернуться в Красноярск. Сегодня я рядовой хирург, чем горжусь.

- Вы очевидный холерик. Всегда считала, что хирургам несвойственен такой темперамент. Обычно они сдержаны в эмоциях, даже замкнуты. С отпечатком усталости на лице. А вам, кажется, под силу одолеть еще шестьдесят пациентов.

- Я такой. Стараюсь держать марку. Кроме пациентов приходится общаться с их мамами и папами, дедушками и бабушками, что дополнительно дожимает из тебя соки. Но мне нельзя раскисать. К тому же понимаю, что, возможно, для кого-то из начинающих хирургов служу примером. Кстати, за свою жизнь я точно понял, что учиться никогда нельзя у одного «гуру» мастерства. Нужно учиться у многих. И всю жизнь.

- Вам говорили, что вы очень похожи и внешне, и характером на доктора Быкова из популярного сериала «Интерны»?

- Часто говорят. Наши смотрят этот сериал. Смеются.

- Колокола звонят…

- Это церковь святого Пантелеймона на территории больницы. Сюда ходит много прихожан. И я, бывает. Лбом, правда, не бьюсь… Но верю. Есть чудеса на свете. Видел я их… Иной раз руки сами собой кладутся, как будто что-то ими движет. И это не только опыт. Но знаю, что если ребенку суждено, то он будет жить, а если нет…

- «Будто что-то ими движет». Тогда кто вы? Проводник?

- Да, проводник. И только. И буду им, сколько проживу. Судьба есть. И ничего в жизни не бывает просто так.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру