Литература на нервной почве

Эдуард Русаков, писатель и психиатр: «Беды чаще становятся источником вдохновения»

Красноярского писателя Эдуарда Русакова коллеги называют самым интересным, фонтанирующим идеями прозаиком по эту сторону Уральских гор. Герои его книг живут вне идеологии, демонстрируя читателю «метания души человеческой». Ни одному переживанию не удалось скрыться от пера Русакова - некогда врача - психотерапевта. Недавно Эдуарду Ивановичу исполнилось 70. Впрочем, это лишь цифра в паспорте…

Эдуард Русаков, писатель и психиатр: «Беды чаще становятся источником вдохновения»
Фото: Юлия Рядчикова

- Душой, как ни банально, чувствую себя помоложе. Порой даже мальчишкой. Некоторые товарищи упрекают меня в инфантилизме. Говорят, что пора бы уже и взрослеть. А зачем? Все равно уже ничего не успеешь исправить…

- Многое прошло не по намеченному пути?

- Не то чтобы много… В общем-то прожил без грубых нарушений. В меру возможностей, которые господом были даны. Без особых достижений.

- Страдаете нехваткой тщеславия?

- Всю жизнь страдал. У творческого человека оно должно быть обязательно. Я был ленивый в этом смысле человек. Плыл по течению. Писал не ради признания, а из чувства долга - ну, не зря же, думал, мне свыше даны какие-то способности. Графомания - неизлечимая болезнь. Это я как врач знаю.

- Отчего же, будучи графоманом, сделали выбор в пользу медицинского института?

- В том-то и дело, что выбора не было на тот момент. В 60-е в Красноярске было только три вуза - технологический, педагогический и мед. А ехать поступать куда-то на журфак я не захотел, потому что уже тогда понимал, что не хочу быть советским журналистом. Хотя писать начал с пятого класса. Сочинял на потеху одноклассникам детективные повести. Читали и требовали продолжения. Но мне не нравилось работать на заказ. Никогда. Писать я не переставал. Просто решил, что медицина будет полезна для писателя.

- Так же решили Чехов, Булгаков, Аксенов и многие другие любимые в стране писатели - выходцы из медицины. Совокупность знаний по анатомии, физиологии и психологии дает писателю необходимую трезвость ума?

- Даже долю цинизма, необходимую для пишущего человека, чтобы избежать иллюзий и разочарования. В каждом медике уживаются цинизм и милосердие. В Священном писании сказано: «Возлюби ближнего как самого себя». Думаю, любви не каждый достоин. Но жалости и снисхождения достоин даже распоследний негодяй. Этому учит медицина. И если на то пошло, психиатрия (еще на втором курсе избранное мной направление) куда более близка к литературе, нежели, как принято считать, журналистика. Это даже смежные профессии. И та, и другая имеют дело с человеческой душой – больной и вроде как здоровой. Но я-то за долгие годы жизни многократно убеждался, что абсолютно психически здоровых людей нет.

- Диагноз ставите как психиатр с 15-летним стажем или как литератор?

- Как ни смотри. А врачебный стаж… Это было замечательное время. По распределению я попал психиатром в краевую психиатрическую больницу, расположенную в деревне Пойма-Тина, где проработал три года. Я, маменькин сынок (отец погиб на фронте, и мама воспитывала меня одна), был рад «вырваться на свободу». У меня был там свой дом, работа, всякие приключения, о которых даже рассказывать неудобно. Кое-что я описал в «Любовных похождениях доктора Чайкина».

Потом 12 лет проработал в больнице Красноярска.

- Что заставило с головой окунуться в писательство?

- Стало получаться зарабатывать творчеством. В 1979 вышла первая книга. За ней следом еще две. Публиковался в журналах. Проза переводилась на многие языки. Получал деньги и за выступления. Когда закончилась советская власть, зарабатывать писательством стало трудно. Тогда же мой друг писатель и поэт Роман Харисович Солнцев (он в ту пору был председателем комитета по общественным связям) позвал меня за компанию в чиновники. В коридорах власти я проработал два с половиной года. Лучше бы в армии отслужил.

- Чем же не угодила чиновничья работа?

- Все служащие вроде в штатском, а на плечах у каждого - незримые эполеты. По тому как каждый из них между собой здоровается, уже виден чин: этот ефрейтор - кое-как рот открывает; этот капитан - молча кивает; ну а этот генерал - вообще никак с тобой не считается, если ты мелкий клерк, конечно.

- Так эта система работает не только в чиновничьих коридорах …

- В газете этого так не чувствуется.

- Это особенная среда…

- Иной я не смог терпеть. Немного поработал в газете «Евразия», «Вечерке». Вот уже около 15 лет тружусь в «Красрабе». Меня нигде не заставляли писать ни о политике, ни об экономике – о том, в чем я не разбираюсь и что мне противно. Пишу о литературе, кино, театре, художниках.

- Откуда черпаете сюжеты?

- Повсюду. Я люблю подслушивать. А слух у меня чуткий. Но от этого никому вреда нет. По-доброму использую услышанное. Забираю внучку-младшеклассницу из школы - слушаю разговоры малышей. В автобусе слушаю. Лексический запас у меня существенно увеличился после того как у большинства людей появились сотовые телефоны…

- Прочла книгу - совместное произведение писателей Евгения Попова и Александра Кабакова о Василии Аксенове, - где вскользь, но очень лестно упомянуто и творчество Русакова. Вас называют «подаксеновиком»…

- Я не подражал Аксенову. Если только в самые ранние 60-е годы. Очень любил его творчество. Потом охладел. Но до сих пор отношусь к нему с уважением. На фоне соцреалистической прозы, он внес стилистическую свежесть, но все равно оставался в рамках советской литературы. Его герои бунтуют, путешествуют, а в итоге перевоспитываются трудом. В моих текстах идеологии не найти.

- Попов писал, что вам не удалось «прорваться через строгого Твардовского»… Александр Трифонович не оценил вашего таланта?

- Речь идет об одном произведении. В 60 – 70-е годы меня, начинающего автора, поддерживал писатель Николай Семенович Евдокимов. Как-то он отнес один из моих неопубликованных рассказов, «Деды и внуки», в редакцию журнала «Новый мир». Рассказ понравился многим литераторам. Но не понравился Твардовскому, который отказался его печатать. Там рассказывается о том, как молодой врач с шофером Скорой помощи едут на станцию забирать пациента, а заодно купить водки. На обратном пути они втроем выпивают и вспоминают своих дедов. Твардовский назвал сюжет хулиганством. Хотя рассказ добрый. Может, он его не дочитал?

- Евгений Попов, хоть и живет в Москве, но - уроженец Красноярска. Вы не были дружны?

- Попов - это мой друг детства. Мы с ним знакомы с 62 года. Недавно вернулись из Италии, где отметили мой юбилей и юбилей дружбы.

- Когда я пыталась вас отыскать с предложением сделать интервью, ваши коллеги сказали, что за границу вы сбежали от навязчивых поздравлений...

- Ну не совсем уж я, конечно, такой патологический тип. Не от поздравлений сбежал, а от юбилейных церемоний. Они мне всегда напоминали репетицию поминок.

- Заговорили про «репетицию», и я вспомнила церемонию прощания с Марией Семеновной Корякиной, где мне случилось присутствовать. Близкие к ней и к Виктору Петровичу люди говорили, что не создай она для мужа «крепкий тыл», взвалив на свои плечи все бытовые заботы и десятки раз переписывая его рукописи, страна не узнала бы великого Астафьева. А у вас «крепкий тыл»?

- Не случилось. В последние годы мы с женой живем отдельно. Хотя плохого ничего про нее не могу сказать. У нас были хорошие годы жизни. А то, что я остался один - это, скорее, вина моя. Мой эгоизм. Хотя я стараюсь поддерживать и ее, и сыновей, и внучек. Семья, в общем-то, есть. Но я, видимо, одиночка. Говорят, писателям свойственно предвидеть… У меня есть повесть «Театральный бинокль», которую я написал еще не будучи женат. Она повествует о двух братьях-близнецах. Один из них активно контактирует с внешним миром, решает разные проблемы. А другой закрыт весь в себе, в итоге он вовсе поселяется на чердаке того же дома, где живет его семья, и наблюдает за близкими в театральный бинокль через чердачное окошечко. Когда брат его находит, он говорит ему, что «хочет быть рядом, но отдельно». Это крайняя степень отстранения. Я до такого не доходил никогда. Но не зря же это написал. Во мне оба брата. Хотя это даже не пророчество. Когда знаешь себя, правила семейной игры угадывать легко.

- Ваши сыновья унаследовали писательский талант?

- Частично. Хотя я и в собственном-то не уверен. Главное, чтобы они были здоровы.

- Большинство красноярских писателей покинули город. У вас не возникало желание сменить место жительства?

- Я много поездил по свету, даже в советское время. Но всегда хотел быть к близким людям хоть и «отдельно, но рядом». По-молодости возникало нормальное чувство покорить столицу. Помню, поэт, врач-психиатр Лев Тапран и с работой, и с жильем в Москве для меня договорился. Но тогда я не решился оставить маму. А потом появилась семья.

- Бытует мнение, что беды способствуют творчеству.

- Они чаще становятся источником творческого вдохновения, потому что позитивные эмоции эфемерны, а негативные могут долгое время ломать душу. А знаете самое главное несчастье людей? Это зависть друг к другу – основной источник горестей и болезней. Говорю это и как доктор, и как писатель, и как немножко поживший на этой земле человек.

- Не могу не спросить вас про подрастающее поколение писателей. На ваш взгляд, есть таланты?

- Возникает ощущение, что писатели-прозаики сегодня не хотят быть услышаны читателем. Скорее - думают, как бы понравиться жюри какого-то конкурса, попасть в формат.

- Многие писатели жалуются на падение тиражей. Говорят, что ряды читателей редеют...

- Интерес к книгам катастрофически упал. Последние годы издаю книжки малюсенькими тиражами. Но даже если останется десять человек, которые любят книги, - буду писать для них. Сам для себя буду писать. У меня есть рассказ «Беляев и Черняев». Про двух писателей, которые оказались на необитаемом острове. Беляев был успешным автором, но ориентировался на широкого читателя. А Черняев имел амбиции поменьше. И на острове продолжал писать только для себя. Беляев повесился от тоски. А Черняева спасает вертолет. И необитаемый остров назвали его именем.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру