В местный суд адвокаты погибшего водителя грузовика Геннадия Бондаренко, Надежда Дергунова и Анастасия Кириенко, приезжают регулярно, не менее раза в месяц. В таком режиме они работают с января прошлого года. Защитники пытаются добиться полноценного и справедливого разбирательства по уголовному делу, возбуждённому ещё три года назад после резонансного ДТП. Тогда под Козулькой столкнулись грузовик и автобус местного предприятия «Автоколонна 1967 – Запад» (дочернее подразделение Автоколонны 1967). Погибли люди.
Первоначальное мнение следствия по результатам аварии, основанное на показаниях очевидцев и, главное, полосе столкновения, было вполне определённое: выехал на встречную полосу и тем самым стал виновником аварии водитель автобуса Дмитрий Козловский. Учитывая, что двумя неделями ранее, 9 июля 2015 года, под Балахтой столкнулись автобус той же Автоколонны 1967 и микроавтобус, и в результате также погибли люди, вывод о виновнике ДТП напрашивался сам собой. СМИ со ссылкой на мнение СКР по краю даже предполагали, что Автоколонна 1967 может быть лишена лицензии и закрыта.
Оказалось, что у предприятия выявлены многочисленные нарушения: отсутствие лицензии у лиц, отвечающих за допуск водителей к управлению транспортом и выезд транспортных средств на линию, фальсификации ряда технических документов, которые должны устанавливать пригодность транспорта для эксплуатации. Межрегиональное управление автодорожного госнадзора по Красноярскому краю, Туве и Хакасии Федеральной службы по надзору в сфере транспорта тогда же через суд оштрафовало компанию за отсутствие контроля норм предельной вместимости ТС и нарушение процедур медицинских осмотров водителей. Даже прокуратура отмечала, что графики работы водителей не содержат времени начала и окончания ежедневной смены, времени отдыха и питания.
Как причудливо тасуются карты…
Однако позже в деле начались странности. Первоначальные свидетельства очевидцев аварии, ещё при досудебном расследовании, изменились на противоположные, документально подтверждённые данные о скоростях обоих транспортных средств оказались недостоверными, а полоса столкновения «вдруг» стала неочевидной. В итоге обвинение переключилось на погибших водителей грузовика.
Из двух взаимоисключающих результатов экспертиз – одной, проведённой в Красноярске, которая определила виновным водителя фуры, и второй, проведённой на федеральном уровне независимыми экспертами при Минюсте РФ, которая показала вину водителя автобуса, – принята во внимание только местная экспертиза.
При этом краевые специалисты проигнорировали документы с фиксацией скорости. Напомню, согласно данным тахографа и системы ГЛОНАСС, пассажирский автобус со стоявшими пассажирами ехал со скоростью более 100 км/час. Также не принимаются во внимание данные с измерителя скорости фуры «Флитборд», который показал скорость грузовика в момент столкновения 74 км/час.
Гибель водителей, как автобуса, так и фур, даёт широкое поле для разного рода манипуляций и искажений, учитывая, что фура сгорела почти до основания, и понять, кто конкретно был за рулём, пока невозможно. Однако представители погибших дальнобойщиков хотя бы приходят в суд и дают показания, в то время как гражданская жена Дмитрия Козловского, водителя автобуса, так ни разу добровольно и не посетила зал заседаний.
Дружба по региональному признаку
Адвокаты стороны защиты, Анастасия и Надежда, в ходе расследования дела не раз заявляли ходатайства о проведении действительно независимой экспертизы в любом ином регионе страны, чтобы исключить региональный фактор. Ведь почему-то именно красноярские экспертизы склоняют свои «весы» в пользу крупного местного автоперевозчика. Так, например, специалисты в одном из НИИ в Санкт-Петербурге смогли воссоздать модель дорожно-транспортного происшествия. Возможно, такая экспертиза позволит суду получить объективные данные по уголовному делу, раз уж на стадии досудебного следствия установить истинного виновника не удалось.