Словосочетание «кинофестиваль мирового значения в Канске» кажется странным и слегка отдает безумием. Особенно для тех, кто был в этом небольшом городе в трех часах езды от Красноярска. Однако Канский видеофестиваль — один из крупнейших мировых смотров кино и важное событие в культурной жизни страны.
«МК в Красноярске» побывал на фестивале и узнал, как «взрывается» маленький городок в эти дни и почему раз в год иностранные художники и режиссеры с радостью приезжают в Сибирь.
Канск и фестиваль
Канск — маленький город на востоке Красноярского края. Сейчас здесь живет около 90 тыс человек — в 2009 жителей было на 10 тыс больше. Канск считается одним из самых депрессивных городов в регионе: совсем нет хороших дорог, ни одного филиала вуза, почти все градообразующие предприятия закрыты — в основном люди работают на лесопилках. В 2017 году отходы лесопилок загорелись — в итоге в Канске дотла сгорели два дома и погибли несколько человек. В городе хватает памятников дореволюционной архитектуры, но следить за ними нет ни денег, ни желания. Сгоревшее год назад здание типографии до сих пор никто даже не пытается восстанавливать.
В XIX веке в Канске жили декабристы, а в середине XX — известные писатели: Владимир Зазубрин, Ярослав Гашек, Аркадий Стругацкий. Но сейчас город как будто забыл о мощном культурном бэкграунде и вспоминает о нем только раз в год – в августе, когда проходит Международный Канский видеофестиваль.
Одним из авторов Канского фестиваля был московский режиссер Андрей Сильвестров. В начале 2000-х он увидел на карте город Канск и в шутку предложил провести там кинофестиваль – в пику Каннам. Первый фестиваль состоялся в 2002 году, и за какие-то несколько лет Канский видеофестиваль стал одним из самых важных смотров документальных и короткометражных фильмов.
Каждую последнюю неделю августа город удивительным образом преображается – появляются новые арт-объекты, проходят показы отличных фильмов, а еще литературные мастер-классы и перформансы.
Фильмы на Канском видеофестивале показывают действительно необычные и не всем понятные. Например, фильм немецкого режиссера Эви Шуберт «Сибирь индеец» вызвал шквал вопросов из зрительского зала в стиле «А о чем это?».
Как относятся к фестивалю жители города?
В городских пабликах можно найти массу комментариев на тему «Нам не нужен этот фестиваль» и «Эти арт-объекты – полнейшие безобразие». Но многие канцы все-таки ходят на показы и перформансы. После выступления финской арт-группы Sabotanic Garden гости молодежного центра рассказали нам, что «не очень понимают такое искусство». Однако, по словам директора фестиваля Павла Лабазова, в последнее время отношение к фестивалю у жителей города улучшилось:
– На этом фестивале к нам вообще не подходили и не говорили «Какое это безобразие, прекратите». Была женщина в белом, которая ходила на каблуках широкими шагами около молодежного центра и говорила: «Все это антикультура». И это был единственный случай непонимания. К тому же у всех разные вкусы, кто-то больше открыт к приему новой информации, кто-то не хочет воспринимать.
Канский фестиваль и власти
Организаторы фестиваля признаются: многое зависит от отношения властей. В том числе и финансирование, которого далеко не всегда хватает. В 2012 году пост мэра Канска заняла Надежда Качан, и тогда же начались проблемы с финансированием. Фестиваль лишился одного из своих спонсоров – бизнесмена Артура Мкртчяна – а мэрия не хотела давать фестивалю деньги. В итоге в 2016 году программа кинопоказов состоялась в Москве, а Канску достались лишь литературный фестиваль «Зазубрина» и архитектурный фестиваль. А в 2017 деньги на проведение видеофестиваля пришлось собирать на краундфандинговой платформе.
В этом году в Канске появился новый мэр, и администрация города пошла на контакт с организаторами. Чиновники мэрии участвовали в дискуссиях «Что художник должен городу?» и в финальной пресс-конференции перед закрытием. Правда, не без нюансов: например, главный архитектор Канска заявила, что город «нуждается в позитивных арт-объектах».
Что было на Канском фестивале-2019?
В этом году фестиваль проходил с 25 по 31 августа: мероприятия и события в Канске длились буквально с утра и до самого вечера. В городе появились новые арт-объекты: например, «Зал неож/даний» художника и архитектора из Франции Бертрана Госселина. Это красные и синие буквы, которые складываются в слова и наклеены на окнах зала ожиданий канского вокзала.
Не менее интересным оказался проект художника из Екатеринбурга Владимира Абиха «Нежность». На стенах молодежного центра «Восход» появились десятки силиконовых сосков, которыми шрифтом Брайля выложено слово «нежность». Правда, арт-объект продержался недолго: уже через три дня большую часть сосков оторвали неизвестные.
А еще участники литературного фестиваля «Зазубрина» во главе с поэтом Андреем Родионовым открыли памятный верстовой столб возле дома писателя Владимира Зазубрина, который в начале XX века жил в Канске. При этом открытие сопровождалось чтением стихов, которые Андрей Родионов сочинил под влиянием творчества Зазубрина.
Фестиваль этого года стал одним из самых зрелищных. Чего только стоил «Восход «Восхода» от арт-групп «1984» и ARTEL. Представьте огромные буквы, которые поднимаются над зданием кинотеатра под аккомпанемент чтения стихов о Канске. Вот, как это выглядело:
Больше всего гостей впечатлило выступление финской группы Sabotanic Garden: под мрачную музыку музыканты и режиссеры Юсси Сайво и Паси Макела исполняли безумные танцы перед зрителями.
Каждый год на Канский видеофестиваль приезжают иностранные участники – режиссеры, художники, архитекторы и просто неравнодушные к культуре люди. Для нас это звучит странно, но жители Европы в восторге не только от фестиваля, но и от самого Канска.
– Я влюбился в Канск и с удовольствием приеду сюда еще. Я чувствовал себя губкой, которая впитывает в себя новые впечатления и эмоции. А еще мне понравилось, что площадки фестиваля открыты и активно участвуют в жизни города. Каждый желающий мог попасть куда угодно, а никаких закрытых зон не было, — рассказывает профессор Академии Мерц в Штутгарте Марио Дулис.
Немецкий режиссер Эви Шуберт приезжает на видеофестиваль уже не первый год. Некоторые фрагменты из ее фильма «Сибирь Индеец», который показали на фестивале в этом году, как раз были сняты в Канске.
– Я люблю Канск и этот фестиваль по многим причинам: хотя бы потому, что в этом городе живут потрясающие люди. Ну, и на видеофестивале показывают такие фильмы, которые не увидишь в обычных кинотеатрах. А еще я обожаю путешествовать на поезде, и Канск – один из тех городов, которые олицетворяют собой Россию.