Нардепы увидели угрозы для государственной сети аптек

Самое время спросить у учредителя: а как видится ему, единственному акционеру, краю, работа АО со 100-процентным госучастием в условиях нового законодательства?

Новый год, как правило, привносит в жизнь россиян новые законы. Некоторые из них вступают в силу поэтапно. Так оказалось и в этом году. С 1 июля 2018 года в стране вводятся новые правила, на первый взгляд, касающиеся жизни юридических лиц. Речь идёт о поправках в законы о госзакупках.

Однако новации могут стать не только уделом нововведений в работе юридических служб и закупочных органов госпредприятий, но и коснуться практически каждого жителя края. Ведь под угрозой новелл оказалась государственная сеть «Губернские аптеки».

Самое время спросить у учредителя: а как видится ему, единственному акционеру, краю, работа АО со 100-процентным госучастием в условиях нового законодательства?

Юридические крючки

Как рассказала «МК» Алёна Попова, генеральный директор госпредприятия, в середине февраля получившего статус акционерного общества со 100-процентным госучастием, федеральный закон № 505-ФЗ внёс изменения в 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»:

– Изменения коснутся и государственной аптечной сети «Губернские аптеки» как государственного предприятия. Теперь при описании предмета закупки они не вправе использовать торговые наименования препаратов, товарные марки, указывать страну-производителя. То есть каким-либо образом индивидуализировать конкретный объект в закупочной документации нельзя. Получается, что государственные и муниципальные аптечные сети должны будут формировать ассортимент, исходя не из того, что нужно потребителю, а из того, что привезёт поставщик. При этом будут везти самый дешёвый товар, поскольку основным критерием выбора в конкурсе является цена.

Норма действительно касается всех госпредприятий, но не все из них работают на рынке конечного потребителя, а тем более в такой социально чувствительной сфере, как обеспечение конкретными лекарственными средствами конкретных больных. Иными словами, фактически закупать лекарственные препараты будет необходимо по международным непатентованным наименованиям, а не по торговым, как это происходит сейчас.

– Это приведёт к тому, что ассортимент лекарственных средств в аптечных сетях государственной и муниципальной формы собственности снизится на 40, а то и более процентов. И это очень серьёзно скажется на финансовом положении ГУПов и МУПов. – прогнозирует Алёна Попова. – У «Губернских аптек» 260 структурных подразделений, большое число из них расположено в деревнях, где эти аптечные пункты и киоски являются планово убыточными. Они работают за счёт прибыльных точек в Красноярске. Если мы не сможем зарабатывать, то на какие средства содержать эти структуры?

Похожая ситуация наблюдалась, к слову, в прошлом году. Собственно, она и привела к изменениям в юридическом статусе аптечной сети, сменившей приставку «госпредприятие» на АО. Тогда все муниципальные и госпредприятия попали под действие закона о контрактной системе госзакупок и были вынуждены закупать лекарственные препараты по международным непатентованным наименованиям.

– Работа в новых условиях показала, что ассортимент лекарственных препаратов стремительно сокращается, а государственные структуры балансируют на грани выживания, – констатировала руководитель сети.

Забота властей простая

Самое время спросить у учредителя: а как видится ему, единственному акционеру, краю, работа АО со 100-процентным госучастием в условиях нового законодательства? Как выразился политолог Юрий Москвич, «у властей должна быть одна забота: чтобы людям было хорошо. Все должны думать об этом: и Госдума, и ЗС края, и правительство региона».

А думают ли об этом народные избранники всех уровней, которых по осени прошлого года врио губернатора Александр Усс призывал сплотиться вокруг интересов региона и отстаивать их везде и всюду – начиная с Совета Федерации и Госдумы РФ и заканчивая сельсоветами?

Оперативно получить комментарий от других парламентариев Госдумы РФ, кроме Раисы Кармазиной, у «МК» не получилось. Наверное, задача слишком сложная? «МК», кстати, писал об особенностях законотворческого поведения депутатов 19 сентября 2017 года в материале «Красноярские депутаты сидят в Госдуме тихо». Из семи представителей края с ноября 2016 года (это «единороссы» – Пётр Пимашков, Раиса Кармазина, Юрий Швыткин, Виктор Зубарев, "некрасноярец" – Артур Чилингаров, и элдэпээровец Сергей Натаров), за исключением Натарова, никто не отметился в рейтинге Института социально-экономических и политических исследований высокой активностью по сравнению с другими 443 нардепами.

Александр Глисков, депутат ЗС края, видит противоречия в отношении к «Губернским аптекам» между различными уровнями власти:

– С одной стороны, мы здесь, в крае, относимся к ним как к стратегическому предприятию, которое во многих отдалённых городах и сёлах, где частные аптеки не в состоянии организовать доставку лекарств, эту проблему успешно решает. Зачастую в конкурсах на поставку лекарств льготникам заявляется единственный участник – «Губернские аптеки», потому что больше желающих нет. С другой стороны, поддержки в такой сложной ситуации со стороны федеральной власти не видно. Наоборот, новыми законами нас всячески подталкивают к приватизации аптечной сети. В такой ситуации нужно депутатам всех уровней, в том числе депутатам Госдумы от Красноярского края, включаться в решение возникшей проблемы, выходить с поправками к федеральным законам. Иначе через год-два мы рискуем остаться без государственной аптечной сети и как следствие без гарантированных поставов лекарств в отдалённые местности.

Его коллега Егор Васильев, депутат, глава комитета ЗС края по бюджету и экономической политике, говорит, что о проблеме предприятия в стенах краевого парламента много говорят, но сделать ничего пока не могут:

– Всё, что смогли, сделали: «Губаптеки» акционировались. Формируется совет директоров. «Губернские аптеки» – не очень рыночно обусловленные аптеки, они будут страдать в том смысле, что мы как регион не сможем получать средства для них. Они будут находиться в тех же условиях, что и «рыночные», частные аптеки, только вот и функции в дополнение будут нести социальные. Мы будем как-то стараться нивелировать эти последствия закона… Это проблема, да, мы её обсуждали. Пока я не вижу, чтобы предлагались какие-то решения. Это ведь связано со всеми государственными аптеками в принципе. И сделать сейчас мы ничего не можем, деятельность их сильно ограничена. Коллеги рассуждали уже об этом. Но я точно знаю, что нужно делать что-то на федеральном уровне. Я думаю, что профильный комитет ЗС края должен озаботиться этими вопросами. Надеюсь, что социально значимые лекарства в крае будут, особенно для северных и транспортно удалённых территорий. Туда не поедет частный аптечный бизнес.

В самом регионе о деятельности аптечной сети – самое позитивное мнение. Глава Мотыгинского района Оксана Размыслова рассказала «МК»:

– «Губернские аптеки» устраивают нас полностью. Претензий и жалоб от населения на них нет. Всех снабжают, заказы принимают, комплектуют ФАПы. Наш район – труднодоступный и отдалённый. Если исторически так сложилась, так и есть. Какой экономически ориентировано частник зайдёт к нам? У нас вот, к примеру, есть две деревни за Ангарой – Машуковка и Кирсантьево. Там живут в общей сложности менее 900 человек, в основном пенсионеры, пожилые люди, промышленности нет. Чтобы организовать там аптечный бизнес, желающих нет, никто не рвётся. А что мы можем сделать, если у «Губернских аптек» будут трудности?

Раиса Кармазина, депутат Госдумы РФ от региона, говорит, что если краевые депутаты видят проблему для функционирования государственного предприятия, то им необходимо «выходить со своими предложениями на федеральный уровень»:

– Смысл этого закона был направлен, прежде всего, на прозрачность процедур закупки. Мы знаем, что руководство аптек считает, что такое вмешательство в хозяйственную деятельность юридических лиц повлияет на их прибыль и конкурентоспособность. Мы не должны забывать, что «Губернские аптеки» – это не просто субъект экономики, а предприятие, которое выполняет важную социальную задачу, особенно в части снабжения медикаментами северных территорий, куда коммерсанты не горят желания приходить с бизнесом.

Иными словами, всё закончилось большим депутатским «хороводом»: региональные политики ждут решения «сверху», федеральные – «снизу». А как насчёт губернаторской идеи: объединиться всем миром для интересов края?

Справка «МК»

Государственное предприятие Красноярского края «Губернские аптеки» было создано в 2004 году после объединения разрозненных аптек государственной и муниципальной форм собственности. Доля присутствия на фармацевтическом рынке в регионе достигает в разных территориях от 25 до 100 процентов, а среднем – примерно треть рынка. При этом география присутствия очень обширная – от юга до севера Красноярского края.

В 2017 году было открыто 18 новых структурных подразделений.

В феврале 2018 года предприятие было акционировано по решению правительства и ЗС края: единственным собственником предприятия является Красноярский край в лице регионального агентства по управлению государственным имуществом.

После акционирования «Губернские аптеки» стали акционерным обществом, где единственным акционером является субъект Российской Федерации – Красноярский край.

В состав «Губернских аптек» входит около 140 аптек, более 100 аптечных пунктов и аптечных киосков. Предприятие обеспечивает федеральных и региональных льготополучателей необходимыми лекарственными средствами через 720 фельдшерско-акушерских пунктов из 780, работающих в регионе.

Сеть обслуживает более миллиона жителей края в месяц.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №11 от 7 марта 2018

Заголовок в газете: Лекарственная безопасность

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру