Зачем краю государственные предприятия?

Каждый год профильные министры краевого правительства отчитываются о деятельности вверенных им предприятиях

Каждый год профильные министры краевого правительства отчитываются о деятельности вверенных им предприятиях

Каждый год профильные министры краевого правительства отчитываются о деятельности вверенных им предприятиях. Речь идёт о государственных компаниях, которых в регионе ровно 50. Среди наиболее известных – «Губернские аптеки», КрайДЭО и «КрасАвиа». Также в списке есть совсем уж таинственные фирмы, например: «Национальный экономический союз» или «Селектор». Попробуем разобраться, зачем региону понадобились госпредприятия и почему некоторые из них превращаются в кормушки.

Улетели не туда

Ответ, казалось бы, простой. Подобные предприятия нужны там, где частный бизнес либо не работает, либо не справляется. Аналогично система выстроена в муниципалитетах. Приведём примеры из городского опыта.

У администрации есть обязательства, которые нужно выполнять и в неконкурентный сферах приходится всё «закрывать» самим. Есть, например, «Горсвет» – в этой отрасли нет конкурентных предложений. Освещение города – обязанность мэрии. Соответственно, есть предприятие, которое эту функцию реализует. А вот в общественном транспорте, в дорожно-ремонтном строительстве высокая степень конкуренции.

Или, например, сфера школьного питания. Можно отдать её целиком бизнесу, но кто потом будет отвечать, если дети отравятся? У нас же запросто могут морковку с майонезом смешать в подвале и выдать это за витаминный салат. Примеров хватает.

– Это действительно необходимость, – говорит депутат Законодательного собрания края Александр Глисков. – Хотя некоторые структуры вызывают массу вопросов. Есть у нас Центр транспортной логистики. Я еще в прошлой адвокатской практике сталкивался с этой организацией. И честно говоря – не понимаю целесообразность ее существования. Сейчас буду вникать и разбираться, насколько она необходима. Там зарплата директора 300 тысяч рублей, главного бухгалтера 200 тысяч. А занимается Центр тем, что в обход конкурсных процедур закачивает бюджетные деньги в другие госпредприятия. Или вот бюджет покупает поезд для городской электрички. Его арендует наша железная дорога. Арендные платежи получает Центр. Сидит директор, гарантированно собирает плату и получает 300 тысяч в месяц. Сложно как-то прилично назвать этот вид деятельности.

Одним из самых социально ориентированных государственных предприятий края можно назвать авиаперевозчика КрасАвиа. В расписании рейсы, куда ни одна частная структура никогда не заявится. Правда, при этом там же в списке рейсов есть совсем странные для Красноярского края направления вроде «Уфа – Сочи».

– Как бы так выразиться, чтобы никого не обидеть… Есть же такие кавалеристы, которые начинают, пользуясь административным ресурсом в виде министров, бюджетных вливаний, пытаться увеличить долю рынка и двигать конкурентов. Мотивируют они это тем, что им надо зарабатывать, компенсировать убытки от основной деятельности. Но жизнь показывает, что и муниципалитеты, и региональные власти – неэффективные собственники, неповоротливые. И когда они кого-то вытесняют, как правило, ничего хорошего не происходит, – комментирует Глисков.

В качестве примера он приводит стандартную историю в автобусных перевозках: как только муниципальный перевозчик заходит на маршрут, который был рентабельным у частника, тут же этот маршрут становится не рентабельным. Потому что всю прибыль начинают съедать накладные расходы, зарплаты.

Дорогие дорожники

Пожалуй, одно из самых крупных госпредприятий край – КрайДЭО, с кучей филиалов практически во всех районах. Подряды оно получает бесперебойно, финансирование стабильное, объёмы работ – громадные. При этом, по словам Глискова, два миллиона бюджетных рублей компаний тратит в год на собственный пиар, нанимая подозрительные и якобы независимые агентства. Но оказалось, что деньги на пиар ещё не самое страшное, что происходит в этой организации.

– В рамках работы в комитете ЗС по промышленности и транспорту, выяснилось, что в наших госпредприятиях есть серьезнейшие проблемы. Я посмотрел на деятельность КрайДЭО и ужаснулся – получается, предприятие с миллиардными оборотами, которое фактически отвечает за дороги в Красноярском крае и является основным подрядчиком, возглавляет какой-то гастролер из Кемерово, которого за ручку привёл бывший министр транспорта Захар Титов, – возмущается Глисков.

Напомним, что Заксобрание кандидатуру Минахметова не утвердило. Тогда был сделан ход конём: назначили его исполнительным директором, посадили в кабинет генерального, а формально генеральным назначили товарища Старовойтова. Правда, предприятие от этого лучше работать не стало.

– Взяли сомнительного деятеля и считают, что так и должно быть. Я вопрос этот поднял, хорошо, что реакция последовала. Плюс большой вопрос по заграничным поездкам товарища Минахметова. Я уже отправил запрос в Следственный комитет. Это криминал, если человек за бюджетные средства катался по заграницам, – продолжает депутат.

Правда, пока все эти скандалы для Минахметова – как о стенку горох. Теперь он возглавляет и ассоциацию дорожников Красноярского края. Чем она занимается – не понятно, но взносы поступают исправно. И вроде за всем этим должен следить министр транспорта, но пока Сергею Ерёмину не до этого – он словно пальчиком ковыряет асфальт, проверяя качество ремонта дорог. А министр обязан за всем следить и нести ответственность. Но пока, на взгляд парламентария, получается не очень. Так что ревизия в сфере госпредприятий просто необходима.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру