Третья неделя пути «Полстраны под парусом»

Экспедиция в «краю вечнозеленых помидоров»

Экспедиция в «краю вечнозеленых помидоров»

Участники путешествия, взяв водозащитную камеру и надев спасжилет, сиганули за борт. Десять минут купания в заполярных водах Енисея отозвались промёрзшими до костей конечностями, но оправдались шикарными снимками. Так начиналась неделя в окрестностях Дудинки.

Вошли в Игарку. Первое впечатление - сколько же здесь металлолома!

Вдоль уреза воды раскиданы перекрученные рельсы, двутавры, куски раздавленных неведомой силой лодок и морских контейнеров. Едва, кинули якоря, случилась встреча, определившая вектор нашего движения на половину следующей недели.

Подошедший человек крепкого телосложения с кустистой бородой лаконично отрекомендовался: «Игорь Чапалов, путешественник». Рядом стоял его 9-метровый катамаран с двойными баллонами, алюминиевой рамой, 30-сильным двухтактным мотором и самодельной палаткой сверху. На нём, он уже несколько лет путешествует по сибирским рекам. Почти всегда один, но обязательно с какой-нибудь общественно-полезной миссией. В этот раз, из Красноярска в Дудинку, потом в Норильск, а оттуда малыми реками в море, на Диксон. По пути Чапалов заходит в крошечные сибирские посёлки и дарит местной ребятне заранее запасенные игрушки...

Ночью проснулись от толчка в борт. К нам пришвартовалась лодка с двумя «главными рыбаками Енисея», как они представились. Оказалось, что мужики каждый год приезжают сюда из Красноярска. Здесь у них построена избушка, чтобы рыбачить и добывать дичь вдали от цивилизации. Рыбы, говорят, от деятельности промышленных предприятий в верховьях реки становится всё меньше, однако трофеи попадаются до сих пор и показали снимок двухметрового осетра, пойманного в минувшем году. За фотографиями пошли видео и за неспешной беседой в белую ночь, наши плавсредства несколько часов дрейфовали вниз по течению. Без подарков экипаж «Морского слона» не отпустили – нам досталась свежая рыба, кусок оленины.

Солнце не садилось всю ночь, тундровый пейзаж с карликовыми берёзками разбавляли нерастаявшие пятна снега. От самых больших к урезу воды прорывались тонкие ручейки, вымывая себе русло в песчаном грунте. В 20 км от Дудинки мы и встали на ночёвку. В городе на борт требовалось погрузить запасы топлива, докупить провизии и запчастей. Это решение стоило нам двух дней простоя.

Ночь прошла возле уютного костра, где пожарили подаренную рыбу и мясо. На огонек пришёл Чапалов. За счёт мощного мотора он за полдня нагнал наш экипаж, идущий непрерывно, но медленно. У него с собой оказалась гитара и голосом молодого Розенбаума он вдохновенно спел нам битлов, Цоя и афганские песни. Это было, так по-домашнему, что казалось, мы сидим где-то в родной Ленобласти, на озере Гагачье или в Петяярви. Выяснилось, что Игорь уже много лет мечтает об островах Северной земли и готовит для похода туда «Передвижной арктический модуль», представляющий амфибию, который строят для него на авиационном заводе в Омске. Он способен за счёт двух 30-сильных моторов двигаться по воде и выползать на льды на колёсах низкого давления. На борту все удобства: спальники, камбуз, гальюн и душ. Он говорил о своём проекте с такой любовью, что мы сразу поняли – дойдёт!

А утром задуло. И наши планы за пару часов добраться до Дудинки пошли прахом. С резким ветром скоростью 18 м/с не спорят. Пришлось смириться и лечь спать. В этом путешествии ощущения от стоянок на берегу представляют собой странную смесь активного желания чего-нибудь пофотать, до полной апатии в виде лежания в палатке!

Привлечённый запахом съестного, к нам явился лемминг. Совместными усилиями трёх человек, из чистой любознательности он был изловлен. Видимо, крайне этим огорчённый, тяпнул за палец Артёма. Зубы у него непропорционально размеру, крупные и острые. Тут же, появились шутки про бешенство грызунов и списание по этому поводу Артёма на берег...

Ветер не утихал, что становилось невыносимо. Пошли разговоры о том, как бы прорваться в Дудинку. Там, даже при такой погоде можно было бы заняться делом. Пошли советоваться с Игорем – почему он-то стоит, ведь на своём мощном моторе мог бы давно уходить против волны и ветра? Оказалось, у него в такую погоду не хватит бензина, чтобы дойти до города. План сформировался сам собой. На борту «Морского слона» оставалось литров 60 ещё красноярского АИ-92. Имея в перспективе дудинские заправки, экономить его резона не было. Решено! Мы заправляем путешественника, а он берёт нас на буксир.

Погода капризничала, препятствуя отходу. Сперва, решили попробовать скрепить два катамарана побортно. Но сдернуть с берега в прибойную волну даже одно судно оказалось проблемой, не говоря уж о двух сразу. Соединились буксиром, и как оказалось, рано. Первым, перемалывая винтом прибрежные камни, отошел на глубину Чапалов. Его резкий рывок оказался для нас неожиданным, и сманеврировать мы не успели. Закреплённый на носу конец веревки натянулся и один из баллонов налетел на камень. Застряли! Попытки выбраться, дав реверс своим мотором и толкая катамаран руками, не увенчались успехом. Волна била в борт, загоняя судно всё дальше на мель. Отойти удалось с помощью лебёдки. Далее все просто: подрулить к берегу на моторе, забрать оставшихся там ребят, вновь соединиться буксирным концом с катамараном и вперёд к долгожданной Дудинке.

Каких-то 20 км обернулись четырьмя часами хода, сквозь высокие волны, гудящий в снастях ветер и несущиеся навстречу брызги. Заполярный город встречал каноничными пейзажами: в порту стоит контейнеровоз «Надежда» и полицейское судно на воздушной подушке «Страж-2», в небесах гудит Ми-8. Пришвартовались за городом на лодочной станции. С борта катамарана сняли 14 канистр по 18 литров. Такой запас бензина позволит уверенно чувствовать себя в океане, когда придётся задействовать мотор. До заправки нужно было ехать на такси. Позже выяснилось – этот рынок в Дудинке чрезвычайно развит. В городе работает около десятка компаний, и жители по гуманным ценам в 70-80 рублей ездят, даже по паре кварталов. Наши разъезды обошлись в 700 рублей. Расстояние от стоянки до центра города преодолевалось за 20 минут пешком. Ножками сходили за продуктами, курили насос.

Дудинка впечатлила наличием товаров на все случаи жизни. Есть даже вейп-шоп с товарами для электронных сигарет. Представить себе сурового жителя Таймыра, выдыхающего вместо забористой махорки пропилен-гликолевый пар трудновато, но факт есть факт. Встречаются в Дудинке и палатки с арбузами, укомплектованные улыбчивыми продавцами-грузинами.

В Красноярске разложить еду, как следует не успели – просто, покидали в гермомешки. Поэтому что, где лежит – никто не помнил. Решили, разложив всю провизию на земле, разделить на равные части, обмотать для лучшей сохранности стрейч-пленкой и запаковать обратно. Продуктовый строй протянулся на добрый десяток метров.

«Есть кто живой? Вам тут борща наготовили!», – раздалось возле катамарана утром. В гости к нам приехали дудинские «сапожники»: в городе у них мастерская по изготовлению унтаек (обуви из оленьей шкуры). В очередной раз поразившись северному гостеприимству, принимаем дар и принимаемся за трапезу.

***

После чего наши новые друзья загрузили весь экипаж на борт УАЗика и повезли смотреть город. Живёт Дудинка вокруг порта, объединяющего морское и речное сообщение. Вниз по течению – океан и трасса Северного Морского пути, вверх – Красноярск. С востока по автодороге приходят норильские грузы. Сложность навигации в порту вызывает уважение к обслуживающим его специалистам. Оказывается, причальные стенки, вдоль которых мы проходили по пути к месту стоянки, по высокой воде затапливает и оттуда приходится убирать все оборудование. Потом – снова ставить, когда вода возвращается к норме. В последние годы, это стало делать проще: на смену рельсовым кранам пришли импортные модели на прорезиненных самоходных шасси, способные перемещаться в любом направлении.

Городской аэропорт, тоже не отличается простой логистикой. Он расположен на косе, отделённой от Дудинки одноименной рекой. Летом пассажиров с грузом переправляет катер, зимой по льду накатывают автомобильную переправу, а во время ледостава челноком выступает вертолёт. Вокруг ухоженных многоэтажек городского центра, тянутся промокраины. От советского наследия практически ничего не осталось. На юге Дудинки был планово-убыточный колхоз, поивший город свежим коровьим молоком. На севере – рыбзавод, частный речной флот. Сейчас суда гниют на берегу, а в цехах поселились автосервисы и частные стройфирмы. В центре «столицы севера», как называли Дудинку наши сопровождающие – благодать. На постаменте вокруг Дома культуры аккуратно утвердился Ленин, а в городской библиотеке тишина и быстрый интернет. Правда, чтобы им воспользоваться, нужно заполнить целую карточку читателя с паспортными данными, местами работы и жительства. Анатолий и Борис удивляют, рассказывая, что в городе даже есть частный детектив – переквалифицировавшийся бывший полицейский. Его мы повстречали: местный Шерлок Холмс шёл по дороге, отмахиваясь веточкой от назойливой мошкары.

«У нас тут край вечнозеленых помидоров, а вообще-то хорошо. Всю жизнь здесь прожили и никуда отсюда уезжать не хотим», – говорят наши проводники. Мы расстаемся, получив на память небольшие сувениры из оленьего меха, который идёт в их мастерской на унтайки.

В тот же день расстаёмся с Игорем Чапаловым. Подъехавший автокран забирает его судно в Норильск. На прощание путешественник вручает экипажу «Морского слона» флаг с портретом Норденшельда и поручением водрузить его на одной из будущих стоянок экспедиции «Полстраны под парусом».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру