«Всё-таки не верится, – сказал мне ранним воскресным утром Сергей Северин. – Готовились, готовились, и вот...». Да, они сделали всё возможное для осуществления своей мечты, подняли-таки паруса и стартовали. Семь футов под килем, ребята!
Напомним, что экспедиция команды, информпартнёром которой выступает «МК», – это амбициозная задача по пересечению России, преодолению четырёх морей Северного Ледовитого океана на парусном судне прибрежного плавания.
То есть она проложена по маршруту, по которому в путь отправляются лишь ледоколы.
А началось всё с Красноярска, откуда по Енисею, преодолев две тысячи километров и сменив три климатических пояса, питерские экстремальщики сплавятся к океану. И выйдут в Карское море, откуда путешественники с попутными ветрами, преобладающими в этих широтах, двинутся на запад вдоль северного побережья страны. Из Карского моря в Печорское, из Печорского в Баренцево, а оттуда – в Белое. Финиш намечен в Архангельске, после преодоления пути свыше шести тысяч километров.
Зачем им всё это, я уже не спрашивал. И так понятно, да и сам Северин уже давно рассказал «МК», зачем, почему и как. Впрочем, «как» рождалось, собственно, на моих глазах – и не сказать, что было всё очень просто.
Ребята прилетели в Красноярск неделю назад, а Сергей и того раньше – надо было встретить груз. 939 кило всякой всячины прибыло из Санкт-Петербурга точно по графику. Теперь из всего доставленного предстояло собрать «транспортное средство», причём все прекрасно понимали, что «если, что-то ты забудешь – вряд ли, звёзды примут нас».
Путешествие по арктическим водам предстоит крайне непростое. Такого маршрута ещё, понятно, никто и никогда не делал. И, естественно, народ не мечтал «утонуть» и прекратить поход из-за какого-нибудь неправильно пришпиленного крючка. Столько готовились!
Хорошо, что у путешественников был «талмуд» (и даже с картинками) о том, как правильно собрать специально спроектированный катамаран. Куда чего крутить, что после чего ставить... Причём, как выяснилось, «просто крутить» – нельзя. Полагается (по инструкции) «в рамках усилий, создаваемых вручную, без фанатизма». (Если, кто понял, как это – поднимите руку и объясните мне.)
Тем не менее каркас собрали. Не так быстро, как обычно, но тут спешка и не нужна – лучше всё проверить по нескольку раз. Я долго бродил вокруг «остова», пытаясь понять, куда тут в это переплетение «трубок» могут поместиться четыре взрослых парня. Да ещё с грузом! С пространственным мышлением у меня всегда было туговато, поэтому я бросил это бесперспективное занятие и переключился на то, как ребята ставят сигналку на самый верх мачты. А потом и саму 8-метровую «дубину» (шириной 3,5 метра) на судно.
«Держу! Тащу! Натягиваю!» Вот она, команда в действии – всё слаженно и чётко. Думаю, и в походе будет так же, и никто никого не подведёт. Сплочённость коллектива в многомесячном переходе – главное для успешного прохождения пути.
Командир на борту
Кстати, о команде. Руководителем и идеологом экспедиции является журналист и член Русского географического общества Сергей Северин. Владик Гирба – инженер по охранным системам. Артём Голубев – кузнец, парень на все руки и промышленный альпинист. Понятно, что у любого корабля должен быть капитан, но... его не было. Мне пояснили, что, как в одном известном фильме, «шеф появится в последнюю минуту». Ну, а пока ребятам помогали знакомые красноярцы.
Известный питерский видеооператор, а нынче капитан экспедиционного катамарана Андрей Сергеев действительно появился в «последнюю минуту» – ранним-ранним утром в день отхода прилетел и сразу на борт.
– Даже работу принять некогда, опаздываем. Надеюсь, без меня никто ничего не напортачил, – высказался он автору этих строк.
Как выяснилось, опоздание по срокам старта действительно имеет место быть. Примерно дней на десять, но не по вине участников.
– В Петербурге из-за Кубка Конфедераций творится чёрте что. Все в запарке. Все силы на него, больше никто ничем не занимается. Едва успел оформить удостоверение (см. фото) – без него нас бы просто не выпустили. А лицензию на огнестрельное так и не успели получить – придётся выкручиваться. Без него в походе никак, мало ли, – сообщил Андрей и побежал распихивать по лодке продукты.
Если кто-то думает, что две недели туда, две сюда для многомесячного путешествия ничего не значат, то глубоко ошибается. Это у нас сейчас и здесь такая замечательная погода, а в северных морях, как ни странно, шторма и льды приходят точно по расписанию, и угодить в разгул неслабой стихии экспедиторы никак не горят желанием.
Последние приготовления
Главное – правильно распределить груз, а то... Да, уж, «плавали – знаем».
У Сергея Северина, между тем, находится время похвалиться некоторыми прибамбасами:
– Нашу спутниковую антенну видел? Почему «Иридиум»? Ну, не новая, конечно система, но супернадёжная. У него аж шесть орбит, и сигнал охватывает всю Землю. В отличие от других, действительно берёт везде. А видишь на камбузе рундук? Внутри два примуса и газовая печка. И всё сделано в едином корпусе: вырезали лазером из алюминия. Раньше-то... всё своими руками. Все эти крючки, застёжки, подставки... А теперь, приходишь на завод, объясняешь, чего хочешь и деньги платишь: всё, что хочешь, сделают. Да ещё на 3D-модели перед этим покажут. Или продукты. Если бы еду брали простую, то нам бы пароход понадобился. В былые годы мы её «специальную» покупали (см. фото), где только могли, по крупицам с рук доставали. А сейчас – пошли и цивилизованно купили оптом. Конечно, не в гастрономе, но всё же.
Успеваю ещё на дорожку спросить:
– Город-то хоть успели посмотреть?
– Ну, а как же. Во-первых, не работой единой – отдыхать тоже надо. Да ещё в такую сибирскую жару. Во-вторых, приехать в Красноярск и не сходить на «Столбы» – нереально. Мы даже на «Первый» залезли. На ГЭС были – впечатляет. Но больше всего нам Торгашинский хребет понравился – невообразимо красивая штука. Причём рядом с жилым районом и речкой. Полный восторг! Понравилось в городе на набережной в районе речного вокзала – вечером народ гуляет, живенько всё так. А ещё, оказывается, у вас много новостроек. В Питере их тоже много, но у вас, думаю, больше. И лично мне понравились острова. У нас тоже есть – тот же Крестовский. Но его весь позастроили непонятно чем. А у вас тут острова... дикие: есть места, где спрятаться даже как бы можно, чтобы собираться была возможность в нормальной обстановке. В общем, классный у вас город, – поделился впечатлениями Северин.
***
Вещи собраны, всё запаковано, всё на борту. Вроде ничего не забыли. В голове почему-то вертится: «Прощай, любимый город, уходим завтра в море...». Но увы! Я-то как раз остаюсь. А может, напроситься? До первой остановки?
– Первый переход – до Казачинского порога. Там ночуем, и с утра – через пороги. Ну, и дальше... Ждите вестей, – говорит мне капитан судна.
Будем ждать.
Был солнечный июньский день. На зеркальной глади Енисея катамаран поднял белые паруса. Поплыли!